Блог

Итоги конференции «Открытая методика — 2021»

20–21 октября в Санкт-Петербурге прошла VI Международная научно-практическая конференция «Открытая методика — 2021. Воспитывающий потенциал языка и литературы: содержание, проблемы, решения». В конференции приняли участие 259 участников из 9 стран: России, Израиля, Казахстана, Эстонии, Донецкой Народной Республики, Молдовы, Беларуси, Таджикистана, Монголии.

Россия была представлена многочисленными регионами: Калининградская область, Москва, Санкт-Петербург, Республики Башкортостан, Дагестан, Татарстан, Челябинская область, Ростовская область, Новосибирская область, Республика Саха (Якутия), Камчатский край и др.

В первый день конференции состоялись пленарное заседание и дискуссионная площадка «А что такое гражданин?..» (в рамках мероприятий Всероссийского проекта «Мой дом — моя Россия», реализуется при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации). Посмотреть записи пленарного заседания и дискуссионной площадки, которые проходили на базе Центра медиаискусств ГБНОУ «Академия Талантов».

Во второй день конференции прошли секционные заседания. В рамках четырех дистанционных и одной очной секции было представлено на обсуждение более 40 докладов.

«Ценностям мы не можем научиться, ценности мы должны пережить», — справедливо замечал В. Франкл. Помочь читателю-школьнику «пережить нравственные ценности» — одна из задач урока литературы. Воспитательный потенциал урока литературы будет восприниматься ребёнком в том случае, если будут созданы условия для сотворчества, диалога, если будут учтены национальные, художественные ценности, если будет обращённость к индивидуальному опыту читателя. Как организовать диалог русской классики с современностью? Какие педагогические традиции изучения русской классики актуальны в новых реалиях дистанционного обучения? Как использовать воспитательный потенциал семейного чтения? Каков методический потенциал современной прозы в контексте современного урока? — Таков круг вопросов, объединивший методистов, преподавателей педагогических вузов, учителей литературы в рамках работы секций.

Секция «Аксиологический подход в современном школьном литературном образовании» была поделена на две подсекции в виду большого количества докладов.

Работа первой подсекции была главным образом посвящена проблемам духовно-нравственного воспитания средствами русского языка и литературы. Ведущим подсекции стал Доманский Валерий Анатольевич, д. пед. наук, профессор Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации, Санкт-Петербургского института бизнеса и инноваций. В работе подсекции приняли участие молодые исследователи — студенты Оренбургского государственного педагогического университета, опытные учителя русского языка и литературы, известные методисты и преподаватели.

Ведущей второй подсекции стала Измайлова Елизавета Алихановна, канд. пед. наук, заместитель директора по научно-методической работе ГБОУ гимназии №540 Санкт-Петербурга, главный редактор журнала для педагогов «Magisterium». Участники конференции рассматривали философские, психолого-педагогические, культурологические, методические аспекты преподавания в современном литературном образовании. Кроме того, были подробно представлены воспитательный потенциал новых УМК по русскому языку, роль различных жанров литературы и методов работы с текстом в воспитательном процессе обучающихся школ и вузов.

Секция «Русская литература, литература народов России и мировая литература в школьном изучении и вопросы воспитания» обсуждала актуальные проблемы в области преподавания литературы. Ведущая секции — Шубина Наталья Леонидовна, д. филол. наук, профессор кафедры образовательных технологий в филологии РГПУ им. А. И. Герцена. В ходе работы секции было предложено организовать обсуждение проблем преподавания литературы и вопросов воспитания в общеобразовательных школах с участием педагогов, социологов, психологов и других специалистов, поскольку преподавание литературы должно стать областью взаимного интереса разных специалистов, занимающихся исследованием всех аспектов познавательной деятельности.

Заседание участников секции «Прецедентные тексты и проблемы сохранения культурной памяти» было особенно оживленным. Ведущей секции стала Горобец Надежда Ивановна, к. пед. наук, доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Докладчики из Нижнего Новгорода, Смоленска, Иркутска, Новосибирска, Знаменска, Санкт-Петербурга, Камчатского края презентовали методические разработки по ознакомлению учащихся с текстами классической и современной литературы, являющимися нашим национальным достоянием.

Очная секция в этом году проводилась в Центре «Альфа-Диалог». Ведущей секции стала Кочетова Елена Васильевна — к. пед. наук, методист ГБОУ гимназия № 433. В ходе секционной работы обсуждались современные тенденции и проблемы, наметившиеся в сфере преподавания русского языка и литературы, предлагались пути их решения.

В рабочую группу конференции вошли студенты филологического факультета РГПУ им А. И. Герцена — Комова Екатерина, Уткина Валерия, Румянцева Елизавета и Пантелеев Александр.

Мы благодарим всех ведущих конференции за помощь в ее проведении, а всех выступающих и слушателей за участие!

С уважением, организаторы конференции

Фотографии конференции




Избранные посты
Архив
Подпишитесь
  • Grey Vkontakte Icon
  • Grey Facebook Icon
  • Grey Twitter Icon
  • Grey Instagram Icon