Блог

Яков Аронович Роткович (1909–1975). К 110-летию со дня рождения выдающегося ученого-методиста


Я. А. Роткович родился 2 февраля 1909 года в г. Вильно (Вильнюс) в семье военнослужащего. В 1915 году в связи с наступлением немецкой армии семья эвакуировалась в Воронеж, где в 1924 году он окончил среднюю школу-девятилетку. В конце 1924 года вместе с семьей переехал в Москву.

В 1925 / 26 году Я. Роткович обучался на 3 курсе Московского педагогического техникума имени Профинтерна. В сентябре 1926 года был принят во 2-й Московский государственный университет (ныне МПГУ) на педагогический факультет, отделение русского языка и литературы, по окончании которого в 1930 году начал работать в Оренбурге на рабфаке, где преподавал литературу и возглавлял предметную комиссию по русскому языку и литературе. В 1931-1932 гг. Я. А. Роткович работал ассистентом в Оренбургском татаро-башкирском агропединституте (ныне ОГПУ), читал такие курсы, как «Введение в литературоведение», «Литература народов СССР», был избран председателем городского объединения словесников.

Позже в «Автобиографии» ученый писал: «О коротком времени работы в Оренбурге я неизменно вспоминаю с самым теплым чувством» [1, с. 8]. С 1933 года и до конца жизни Я. А. Роткович преподавал в Куйбышевском государственном педагогическом институте и активно занимался научной деятельностью. Первые его публикации относятся к началу 1930-х годов и посвящены вопросам анализа литературного произведения в школе, методическим разработкам конкретных литературных тем.

Еще будучи аспирантом, Я. А. Роткович принял участие в создании первых стабильных программ и учебных пособий для средней школы. Тогда же в работе над кандидатской диссертацией, посвященной методическому наследию В. Я. Стоюнина, защищенной в 1937 году, определяется основное направление его исследований — история методики преподавания литературы. В 1951 году при институте методов обучения АПН РСФСР им успешно была защищена докторская диссертация на тему «История преподавания литературы в средней школе (от середины XVIII века до 60-х годов XIX века включительно)», вскоре присуждена ученая степень доктора педагогических наук, ученое звание профессора по кафедре русской литературы.

В 1950-1970-е годы выходят в свет поистине монументальные труды ученого, положившего начало новому разделу методики литературы как науки – методической историографии: «Очерки по истории преподавания литературы в русской школе» (1953), «Хрестоматия по истории методики преподавания литературы» (1959), «Вопросы преподавания литературы: историко-методические очерки (1959), «Очерки по истории преподавания литературы в советской школе: пособие для учителей» (1965), «Методика

преподавания литературы в советской школе: хрестоматия (1969), «История преподавания литературы в советской школе: учебное пособие для педагогических институтов» (1976).

Книги и хрестоматии Я. А. Ротковича направлены были на осмысление развития методической науки и практики преподавания литературы в тесной связи как с процессами, происходившими в политической, идеологической, культурной жизни общества на разных его этапах, так и с движением в литературоведении и психолого-педагогических науках. Труды Я. А. Ротковича носили не только научную направленность — они были обращены, быть может, в первую очередь к учителям-словесникам. Неслучайно автор акцентировал внимание на идеях и практических рекомендациях методистов- классиков Ф. И. Буслаева, В. Я. Стоюнина, В. И. Водовозова, В. П. Острогорского, М. А. Рыбниковой, Н. М. Соколова и других, которые сохраняли значение для современной школы и побуждали учителя к собственному методическому поиску, творчеству. История преподавания литературы в школе в работах Я. А. Ротковича выступала не только как предмет научного исследования, помогающего современности осознать себя, но, что особенно важно, становилась новой областью знаний со своей системой и исследовательской методикой. Об этом писал сам ученый в статье «История преподавания литературы как область научного исследования» (1962). Стремясь внести «дух историзма» в современную методику преподавания литературы, ученый пытался избавить учителей и методистов от необходимости открывать уже давно открытые истины и предостеречь их против повторения ошибок прошлых лет. В анализе опыта прошлого он видел путь к повышению качественного уровня преподавания литературы в современной школе. Изучение методического наследия рассматривалось Я. А. Ротковичем в качестве «резерва производства» для решения теоретико- научных методических проблем. В статье «Актуальные вопросы преподавания литературы и методическое наследство» (1966) ученый «связал» историю и современность в один «методический узел», настаивая на необходимости дальнейшего обращения к неизученным страницам отечественной методики для преодоления амбициозности, некомпетентности и верхоглядства в таком серьезном деле, как преподавание литературы. «Как часто мы теперь принуждены открывать давно открытые истины только потому, что наивно начинаем методическое летоисчисление с наших дней», – писал он [2, с.7]. Фундаментально осмыслив методическое наследие на протяжении двух столетий, Я. А. Роткович не только оценил его значение для развития современной методики, но тем самым в определенной степени направлял это развитие.

Однако научные интересы Ротковича выходили далеко за пределы изучения истории методики преподавания литературы, в области которой ему не было равных: он активно занимался литературоведческими исследованиями и, помимо методики преподавания литературы, читал и другие учебные курсы, такие, как «Устное народное творчество», «Введение в литературоведение», «Теория литературы», «Советская литература», «Литература народов СССР», руководил спецсеминарами «Творчество А. В. Кольцова», «Литература и фольклор», «Творчество А. М. Горького».

Кроме работ историографического характера, Я. А. Ротковичем написан целый ряд статей на историко-литературные темы. Им была создана научная школа, воспитавшая не одно поколение ученых, среди которых его аспирантами были Л. М. Сигал, Н. А. Бодрова, А. Г. Прокофьева, Б. Я. Княжицкая и другие.

Ученый вел большую общественную работу: с 1956 года — член Ученой комиссии ГУВУЗа Министерства просвещения РСФСР; с 1959 года — председатель бюро Поволжского объединения литературоведческих кафедр педвузов, руководитель научно-методического семинара по вопросам преподавания литературы; с 1965 года — член центральной предметной комиссии по литературе при президиуме АПН РСФСР. Я. А. Роткович награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», значком «Отличник народного просвещения». 21 мая 1968 года Президиум Верховного Совета РСФСР присвоил ему почетное звание Заслуженного деятеля науки РСФСР. За успешную разработку вопросов преподавания литературы в средней общеобразовательной школе Я. А. Роткович в 1974 году был награжден медалью К. Д. Ушинского. Я. А. Роткович был не только выдающимся ученым, но и замечательным человеком, великодушным и терпимым по отношению к своим ученикам, интересным собеседником и великолепным оратором. Все, кто соприкасался с Яковом Ароновичем Ротковичем при его жизни, с его научным наследием, хранят о нем самую светлую и благодарную память.

Примечания 1. Автобиография Я. А. Ротковича // Самарские филологи. Яков Аронович Роткович. – Самара: СГПУ, 2009. – С. 7-13. 2. Роткович Я. А. Актуальные вопросы преподавания литературы и методическое наследство / Я.А. Роткович // Творческие вопросы преподавания русского языка и литературы. – Куйбышев,1966. – С.3-22.

Избранные посты
Архив
Подпишитесь
  • Grey Vkontakte Icon
  • Grey Facebook Icon
  • Grey Twitter Icon
  • Grey Instagram Icon