Блог

Светлой памяти Людмилы Васильевны Шамрей


6 февраля 2018 года ушла из жизни Людмила Васильевна Шамрей, доктор педагогических наук, профессор кафедры словесности и культурологии Нижегородского института развития образования.

Жизнь этого выдающегося учёного была связана с системой образования: преподавание русского языка и литературы в школе, подготовка студентов-филологов Нижегородского государственного педагогического университета к профессиональной деятельности (в этом учебном заведении Людмилой Васильевной была создана кафедра методики преподавания литературы), многоплановая работа с учителями в Нижегородском институте развития образования, в котором она руководила кафедрой словесности и культурологии с 1994-го года. За эти годы она воспитала целую плеяду учителей-словесников, вооружив их знаниями по методике преподавания литературы в школе, а также воспитав чуткое отношение к художественному слову и эстетический вкус. Успешной была деятельность Людмилы Васильевны и в качестве научного руководителя и консультанта (5 кандидатских диссертаций и одна докторская диссертация).

Научные взгляды Людмилы Васильевны отразились в её докторской диссертации, монографии, учебных пособиях и статьях, в текстах блестящих выступлений на конференциях различного уровня. Причём главное направление её работ в области теоретической и практической методики было связано с развитием у школьников ассоциативного, образного мышления, в связи с чем особое внимание уделялось выстраиванию системы контекстов, различным видам сопоставительной деятельности, выводящей учеников за рамки одного вида искусства. Такой подход к преподаванию литературы в школе очень близок к подходу Владимира Георгиевича Маранцмана, ученицей которого она себя считала.

Примечательная особенность Людмилы Васильевны — обострённое внимание к тем тенденциям, которые определяют современную социокультурную ситуацию, непосредственно отражённую и в системе образования. По её мнению, стремление к новым технологиям и методикам ни в коей мере не предполагает отказ от классического урока, который необходимо более точно структурировать с учётом целей и задач чтения и толкования художественного текста. Приоритетным для учёного был «авторский» урок, построенный на сочетании логического и образного начал. Такой урок предполагает доверие к силе авторского слова и возможностям учащихся интуитивно постигать художественные смыслы.

Людмила Васильевна проявляла живой интерес к различным видам искусства и считала, что развитию методики преподавания литературы как науки могут способствовать искусствоведческие идеи, естественно, адаптированные к новым для себя условиям.

Людмила Васильевна была концептуально мыслящим и в то же время доброжелательным, общительным, артистичным человеком, оказывавшим сильное эмоциональное воздействие на аудиторию.

Именно такой образ Людмилы Васильевны и останется в нашей памяти.

Научно-методический совет по преподаванию литературы и русского языка при ОО «АССУЛ.

Кафедра словесности и культурологии Нижегородского института развития образования.

Избранные посты
Архив
Подпишитесь
  • Grey Vkontakte Icon
  • Grey Facebook Icon
  • Grey Twitter Icon
  • Grey Instagram Icon