Блог

Поздравляем Мстислава Исааковича с юбилеем!


ФАКТЫ

Шутан Мстислав Исаакович

Заслуженный учитель РФ

Доктор педагогических наук, кандидат филологических наук

Профессор кафедры словесности и культурологии Нижегородского института развития образования

Научный руководитель кафедры словесности гимназии №13 (г. Нижний Новгород), учитель русского языка и литературы гимназии №13.

  • Родился 15 августа 1957 года в г. Горьком

  • В 1974–1979 учился на историко-филологическом факультете (отделение филологии) в Горьковском государственном университете имени Н. И. Лобачевского. Закончил университет с отличием.

  • С 1979 г. и по настоящий день — учитель русского языка и литературы в гимназии №13 (с. 2008 года совместитель)

  • С 1988 по 2010 год руководитель методического объединения учителей русского языка и литературы в гимназии №13, с 2010-го года –– научный руководитель кафедры словесности, созданной на базе этого методического объединения

  • С 2008 года профессор по кафедре словесности и культурологии в Нижегородском институте развития образования

  • В 1994 году защитил кандидатскую диссертации по лермонтовской прозе (учёная степень «кандидат филологических наук») в Нижегородском государственном университете имени Н. И. Лобачевского (научный руководитель –– доктор филологических наук, профессор В. А. Грехнёв)

  • В 2007 году защитил докторскую диссертацию по методике преподавания литературы в средней школе (учёная степень «доктор педагогических наук») в РГПУ имени А. И. Герцена в г. Санкт-Петербурге (научный консультант — доктор педагогических наук, профессор Л. В. Шамрей)

Один из авторов учебника литературы для десятого класса и методического пособия, созданных издательством «Просвещение» в рамках проекта «Сфера» (2017 г.).

Один из авторов пособия для учащихся «Сочинение? Легко! 10–11 классы», выпущенного издательством «Просвещение» в 2015 году.

Основные публикации

Основные направления научно– и учебно-методической деятельности:

  • полифункциональность приёмов изучения литературного произведения в школе

  • методика моделирующей деятельности школьников на уроках литературы

  • филологический текст на уроках литературы

  • методика работы с концептами на уроках литературы и русского языка

  • структурирование курсов литературы и русского языка

Автор поэтического сборника «Пианист», выпущенного в 2013 году (нижегородское издательство «Деком»).

Газетные и журнальные публикации стихов: «Литературная газета» (июнь 2014 г.), журнал «Нижний Новгород» (июнь 2016 г.), сайт журнала «Литература в школе» (2013 г.).

Музыкальные пристрастия: классика (Верди, Чайковский, Рахманинов, Прокофьев, Шостакович, Щедрин), эстрада (М.Магомаев), русский рок (ДДТ).

Спортивные пристрастия: фигурное катание (страсть, передавшаяся сыну Дмитрию, который в этом виде спорта разбирается лучше своего отца).

В 1983 году женился. Имя жены — Тамара. Она закончила Нижегородскую консерваторию, долгие годы работала в музыкальной школе (специальность — фортепиано).

В 1992 году родился сын Дмитрий. Несколько его произведений опубликовано в поэтическом сборнике «Пианист».

Любитель семейных ежегодных теплоходных путешествий: основные маршруты — Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Астрахань.

Фрагмент статьи моего ученика Александра Денисова, опубликованной в 2011 году в «Учительской газете» (тогда ещё шестиклассника).

Диалоги о главном

Помню нашу первую встречу. Уже прозвенел звонок, а я все смотрел ему вслед: по коридору широким летящим шагом шел высокий красивый человек с очень светлыми лучистыми глазами. Наш новый учитель по литературе Мстислав Исаакович Шутан. Не узнать его было нельзя: не так уж много в школе учителей мужчин.

А потом настало время больших перемен и счастливых открытий. Не скрою, вначале я робел, терялся, но упрямо тянул руку, хотя отвечал порой невпопад. Было захватывающе интересно — и про уродца Щелкунчика с добрым сердцем, и про Кая с ледяным. Учитель выстраивал урок так, что в конце мы начинали чувствовать себя самыми настоящими исследователями человеческих отношений, душевных переживаний героев. Постигали ничтожность и ложный пафос поступков одних, счастье понимания, красоту любви и преданности других. Мне иногда казалось, что мы преображались вместе с литературными героями. Здорово!

Мстислав Исаакович очень строгих правил. Никто в классе на его уроках не шепчется с подружкой по парте, не пытается делать вид, что все знает. Всё видит!..

Даже оппозиция из недоброжелателей очень быстро рассыпалась. Девчонки поняли, что уроки Шутана – это класс! И начали активничать. А как же иначе?..

В его облике есть что-то безотчетно покоряющее — свободная, мягкая манера говорить о серьезном просто, и, конечно же, диалог с нами, диалог, развивающий не только культуру речи, но дающий и нечто большее в человеческом смысле. Так пусть же этот диалог длится долго.

СТИХОТВОРЕНИЯ

Лето

Никогда не забудется

это беспечное лето:

дни без смысла,

упавшие в ночь вечера,

хаос ритмов и красок,

томление лунного света,

вздох небес

и твоя озорная игра.

Невозможно в словах воссоздать ощущенье

странной близости

к двум параллельным мирам:

то ли это дарованное прощенье,

то ли это преддверье

ещё не разыгранных драм.

 

Голгофа

Проснулся ночью: страх сковал

одним мучительным вопросом —

и жизни трепетный овал

уже катился под откосом.

Как Богородица смотрела

на всех играющих детей

и шла к своей Голгофе смело,

вобрав в себя всю скорбь скорбей?

 

Клавиша

Выдернутая из рояля клавиша, на солнцепёке плавящаяся, лишённая соков, корней, — в ленивом течении дней. Измучилась досыта, бедная! Кожа да кости. Бледная. Оторванная от любви — от пальцев в поту и крови. Девчоночье обожание, сладостное ожидание таинственного мгновения — любовного прикосновения. Затерянная в мире пошлом. Вся в том, музыкальном прошлом... От боли внезапной проснусь.

Можно, к тебе прикоснусь?

 

Монолог режиссёра

Не приемлю нисколько

просветлённый финал —

если судьбы — осколки

и спасенье — кинжал.

Если малые дети,

ритм привычный сорвав,

дотянулись до смерти,

неразлучными став.

Не могу согласиться

с примиреньем семей —

если детские лица

всё бледней и бледней.

Столько в памяти стёрлось,

но осталось «люблю»…

Затухающий голос

слухом чутким ловлю…

 

Монолог актёра, исполняющего роль Меркуцио

Хочешь, буду

смешной обезьянкой?

Хочешь, буду

вездесущей цыганкой?

Сквернословьем

колодец набью.

Приятный мотивчик,

где надо, спою.

Набриолиненно-гламурный

буду ползать

по мерзким урнам,

доставая

из их вонючего чрева

ошмётки

с пиршества Адама и Евы.

Страстно влюблюсь

вместо друга,

буду,

как мячик,

летать упруго,

попадая в леса и реки.

Такие вот мячики-человеки!..

Эх, судьба,

ничего не пророчишь!

А я тебе –– в морду:

«Хочешь? Хочешь?»

… Могу

зарю

алой лентой прошить.

Только дай

ещё

пожить!

… А впрочем не надо!

Действуй по всей строгости!

И в лопастях ада

есть место для гордости!

 

***

Такая странная встреча…

Такая сладкая боль…

На незнакомом наречье

заговорила любовь.

Не кукольная, игрушечная ––

такая, что только держись…

Растёт на дрожжах нешуточная,

о смерти забывшая жизнь.

 

***

Я Гамлет или тень

на вертикали стен?

Я Гамлет или эхо

сорвавшегося смеха?

Проклятье молодых:

когда –– в висок, под дых…

А дальше –– тишина.

И смерть –– тебе жена.

 

А вот и я!

Когда в тиши глухого парка

вдруг прозвенит: «А вот и я!» —

предстанет в оперенье ярком

рисунок ломкий бытия.

Средь покосившихся деревьев,

среди поломанных кустов

какой-то новой жизнью веет

и потрясением основ.

Так хочется, проснувшись снова,

едва вдохнув житья-бытья,

сказать всего четыре слова,

шепнуть в ушко: «А вот и я!»

 

Два листа

Сегодня в парке необъятном,

где жизнь наивна и чиста,

в каком-то танце непонятном

кружились нервно два листа.

Да, их судьба в одном замесе,

кто б их тельца рукой ни мял.

Они всегда держались вместе,

а ветер их разъединял!

Легко приняв благую милость,

отдавшись ритму кутерьмы,

ты летней радостью светилась

и не предчувствовала тьмы.

Любви кружащейся безмерность

здесь миру явлена была.

И радость дня, как драгоценность,

ты мне шутя передала.

 

Твой голос

Ты ещё в пути.

По квартире мечусь.

Со всех сторон давит

отчаяние.

Кажется, по шоссе

лакированному

мчусь.

Только бы не сорваться.

Нечаянно…

По мобиле бью

цифрами корявыми.

Когда же сигнал

к тебе

отчалит?

Экран ранит

словами рваными:

«Абонент не отвечает».

Дня раскрылась сухая полость:

солнце

жаркими губами

последнее губит.

Я хочу услышать твой голос:

другого

такого голоса

нет и не будет!

Казалось бы, в гумус живительный врос –

не знай себе ни тоски, ни печали.

Но если на самый главный вопрос

мобильник не отвечает?...

Время, застывшее на циферблате будильника.

День, самим Богом хранимый.

Голос, выскакивающий из трахеи мобильника,

неповторимый, любимый…

 

Советоваться с деревьями

Вспоминается снова и снова

сад в Провансе, вздохнувший за дверью,

сад, влюблённый в четыре слова:

«Схожу посоветуюсь с деревьями!»

В тревожных глазах

отразившиеся липы,

одна — серебристая, две — зелёные,

свежесть рассвета до донышка выпили

и стоят живые,

одухотворённые.

Не откровение, а очевидность,

которая рассудок не иссушит:

любое дерево тоже личность,

если человек вложил в него душу.

Небо лазурное, с детства желанное;

ветер с просодиями древними…

Это же счастье, самим Богом данное,

советоваться,

советоваться

с деревьями.

Избранные посты
Архив
Подпишитесь
  • Grey Vkontakte Icon
  • Grey Facebook Icon
  • Grey Twitter Icon
  • Grey Instagram Icon