Шутан Мстислав Исаакович

Доктор педагогических наук, доцент

Место работы: Нижегородский институт развития образования, кафедра словесности и культурологии.

Направления научной деятельности: интерпретация литературного произведения в школе, моделирующая деятельность школьников на уроке литературы.

Список основных публикаций

МОНОГРАФИИ

  • Полифункциональность способов изучения литературного произведения в средней школе: Монография. –– Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005. – 187 с.

  • Моделирование как учебная деятельность на уроке литературы: Монография. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. – 181 с.

  • Ученик и литературное произведение: Монография. – Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2012. – 256 с.

  • Интерпретирование произведений искусства как учебная деятельность в школе: Коллективная монография / сост. и научн. ред. Шамрей Л. В. и Шутан М. И. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2012. – 282 с. – Авторские страницы: 29-45, 98-120, 125-143, 185-190.

  • Чтение как искусство: Герменевтический аспект: Коллективная монография / сост. и научн. ред. Е. О. Галицких. – Киров: «Радуга-ПРЕСС», 2013. – 470 с. – Авторские страницы: с. 95-102.

 

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И ПРОГРАММЫ

  • Моделирование и проектирование учебной деятельности: Материалы для слушателей курсов повышения квалификации. Выпуск 1 / сост. и научн. ред. Л. В. Шамрей. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2003. – 68 с. – Авторские страницы: 49-62.

  • Программы элективных курсов по русскому языку и литературе для учащихся 9-11 классов средней школы / сост. и научн. ред. Л. В. Шамрей. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2009. – 148 с. – Авторские страницы: 105-118.

  • Сочинение? Легко!: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / С. И. Красовская, М. И. Шутан, Е. А. Певак и др. – М.: Просвещение, 2015. – 80 с. – Авторские страницы: 13-31.

 

СТАТЬИ, ПОСВЯЩЁННЫЕ ПРОБЛЕМАМ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ

  • Нравственная атмосфера урока литературы. // Литература в школе. – М.: Просвещение. – 1988. – №6. – С. 25-29.

  • Методический аспект анализа литературного произведения в школе // Педагогическое обозрение. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования. – 2003. – №4. – С. 117-125.

  • Системность школьного изучения литературного произведения // Модернизация филологического образования в школе: Материалы Первой областной научно-практической конференции. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2003. – С. 28-39.

  • Методические приёмы изучения литературного произведения в средней школе: Новый вариант типологии // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных наук». – 2004. – №2. – С. 128-142.

  • Мысленный эксперимент в интерпретирующей деятельности учащихся на уроке литературы // Герменевтика в гуманитарном знании: Материалы международной научно-практической конференции. – СПб.: «Политехника», 2004. – С. 357-360.

  • Приобщение будущего учителя литературы к вариативности педагогических действий // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: Материалы Четвёртой научно-практической конференции. Часть 4. – Челябинск: Южно-Уральский государственный университет, издательство «Образование», 2005. – С. 89-92.

  • О синергетическом подходе к изучению литературного произведения // Педагогический процесс как культурная деятельность: Материалы Пятой международной научно-практической конференции. Т. 1. – Самара: Издательство Самарского научного центра РАН, 2005. – С. 361-365.

  • Создание и проверка гипотезы на уроке литературы // Педагогический процесс как культурная деятельность: Материалы Пятой международной научно-практической конференции. Т. 1. – Самара: Издательство Самарского научного центра РАН, 2005. – С. 379-383.

  • Генезис художественного явления на уроке литературы. // Педагогическое обозрение. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования. – 2005. – №3. – С. 249-255.

  • Полифункциональность способов изучения литературного произведения в средней школе // Научное обозрение. – М.: «Наука». – 2005. – №6. – С. 242-248.

  • Способы создания мотивационно-установочной ситуации на уроке литературы // Новости школы. – М.: «Наука». – 2006. – №1. – С. 42-44.

  • Словесное моделирование читательской интерпретации на уроке литературы // Новости школы. – М.: «Наука». – 2006. – №5. – С. 27-32.

  • Система точек зрения на героя как структурообразующий принцип урока литературы // Синтез в русской и мировой художественной культуре: Материалы Шестой научно-практической конференции, посвящённой памяти А. Ф. Лосева. – М.: МПГУ, 2006. – С.71-75.

  • Школьная и литературоведческая интерпретация художественного произведения // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Филология. 1(7). – Н. Новгород: Издательство ННГУ, 2006. – С. 136-139.

  • Притча о блудном сыне на уроках литературы // Православие и гуманитарное знание: 15 Рождественские православно-философские чтения. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2006. – С. 257-262.

  • Грамматическая стилистика на уроке литературы // Речевой портрет современника: Материалы Шестой областной филологической конференции. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2008. – С. 17-21.

  • Интертекст на уроке литературы // Проблемы содержания и организации гимназического образования: Материалы Второй научно-практической конференции Ассоциации нижегородских гимназий. – Н. Новгород: ЗУМ, 2009. – С. 67-74.

  • Филологический текст на уроке литературы // Литература. – М.: Первое сентября. – 2009. – №10. – С. 20-24.

  • Интерпретационная деятельность школьников на уроке литературы. // Литература в школе. – 2010. – №7. – С. 21-25.

  • Афоризм на уроке литературы // Литература. – М.: Первое сентября. – 2010. – №20. – С. 15-17.

  • Научные тексты В. А. Грехнёва на уроке литературы // Пушкинский альманах: Сборник научно-методических материалов. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2010. – С. 17-51.

  • Моделирующая деятельность гимназистов на экзамене по литературе // ЕГЭ и гимназическое образование: Материалы Третьей научно-практической конференции Ассоциации нижегородских гимназий. – Н. Новгород: ЗУМ, 2010. – С. 63-71.

  • Интерпретация литературного произведения как вид учебной деятельности школьников // Гимназии и общество: Материалы Пятой научно-практической конференции педагогов России и ближнего зарубежья. – СПб., 2010. – С. 107-117.

  • Что изучать на уроках русского языка в старших классах // Русский язык. – М. : Первое сентября. – 2011. – №9. – С. 7-12.

  • Об одном из направлений развития методического мастерства учителя литературы // Профессиональное развитие учителя: проблемы, пути, перспективы: Материалы Четвёртой научно-практической конференции Ассоциации нижегородских гимназий. – Н. Новгород: ЗУМ, 2011. – С. 125-132.

  • Ученик и художественный текст: О методах и приёмах школьного изучения литературного произведения. // Литература в школе. – 2012. – №1. – С. 21-26.

  • Категории поэтического и прозаического на уроке литературы. // Нижегородское образование. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования. – 2013. – №1. – С. 100-106.

  • Системный подход к изучению лирики в школе. Статьи 1-3 // Литература. – М.: Первое сентября. – 2013. – №7-8 (с. 27-31), №10 (с. 35-38), №11 (с. 18-20).

  • Принципы моделирующей деятельности школьников на уроке литературы. // Литература в школе. – 2014. – №2. – С. 22-27.

  • О видах сочинений-рассуждений. // Литература. – М.: Первое сентября. – 2014. – №11. – С. 27-31.

  • «Золотое сечение» и урок литературы // Изучение литературы в контексте современных образовательных стратегий. 21 Голубковские чтения: Материалы международной научно-методической конференции в Московском педагогическом государственном университете. – 2014. – С. 57-63.

  • Вариация на тему в структуре урока // Диалог традиций и инноваций в условиях трансформации общества и культуры: Сборник научных статей и методических рекомендаций по материалам Первого международного форума словесников в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург). – 2014. – С. 279-286.

  • Об изучении русского языка в старших классах // Методы и приёмы работы с текстами различного типа: Материалы Седьмой научно-практической конференции Ассоциации нижегородских гимназий. – Н. Новгород, 2014. – С. 118-129.

  • От уроков русского языка и литературы – к урокам русской словесности //Филологическое образование: Современные стратегии и практики. Сборник научно-методических статей. Выпуск 3. – СПб.: ЛОИРО, 2014. – С. 142-147.

  • О природе полифункциональности приёмов изучения литературного произведения в школе. // Нижегородское образование. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования. – 2015. – №1. – С. 40-46.

  • Произведение живописи на уроке литературы. // Литература. – М.: Первое сентября. – 2015. – №4. – С. 11-15.

  • Структурирование курса литературы: один из возможных вариантов //Литература. –– М.: Первое сентября. –– 2016. –– №3 –– С. 50–61.

  • Концепты русской литературы // Литература. –– М.: Первое сентября. –– 2016. –– №4. –– С. 23–61.

  • Филологический текст и изучение литературного произведения в школе // Научно-методическое наследие и современное литературное образование. 23 Голубковские чтения: Материалы международной научно-практической конференции / Отв. ред. В. Ф. Чертов. –– М., 2016. –– С. 64–73.

  • О функциональной направленности углублённого курса русского языка в старших классах. –– Русский язык в школе. –– 2016. –– №11. –– С. 3-9.

  • Концепт «мать» на обобщающих уроках литературы. // Литература в школе. –– 2017. –– №1. –– С. 23-28.

  • Концепт «роман» на уроках литературы в 11 классе. // Современная методика преподавания литературы: стратегии развития. 24 Голубковские чтения. Материалы международной научно-практической конференции в Московском педагогическом государственном университете / Отв. ред. В. Ф. Чертов. –– М., 2017. –– С. 28-37.

 

СТАТЬИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ПОСВЯЩЁННЫЕ ИЗУЧЕНИЮ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ

  • Пушкинские встречи с западноевропейской поэзией на уроках литературы // Пушкинский альманах: Сборник научно-методических материалов. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2006. – С. 100-107.

  • «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского в школьном изучении // Литература. – М.: Первое сентября. – 2008. – №9. – С. 28-31.

  • Вопросы и задания по творчеству Гумилёва // Литература. – М.: Первое сентября. – 2008. – №12. – С. 21-23.

  • Что такое трагический герой? Фрагмент из хрестоматии для учеников 11-го класса // Литература. – М.: Первое сентября. – 2008. – №16. – С. 18-21.

  • Как обрести живое лицо? Урок по рассказу З. Прилепина «Жилка» // Литература. – М.: Первое сентября. – 2009. – №8. – С. 29-31.

  • Пастернаковский «Июль» в шестом классе // Литература. – М.: Первое сентября. – 2009. – №10. – С. 16-17.

  • «В стихи б я внёс дыханье роз…» Урок моделирующего типа по лирике Б. Л. Пастернака // Литература. – М.: Первое сентября. – 2009. – №10. – С. 16-20.

  • Евгений Замятин: Материалы из хрестоматии школьников // Литература. – М.: Первое сентября. – 2009. – №15. – С. 23-26.

  • Сергей Есенин: Материалы для школьной хрестоматии // Литература. – М.: Первое сентября. – 2009. – №16. – С. 10-16.

  • Об изучении пушкинского творчества в средней школе // Пушкинский альманах: Сборник научно-методических материалов. Выпуск 2. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2010. – С. 6-17.

  • Уроки моделирующего типа по творчеству И. А. Бродского // Иосиф Бродский в 21 веке: Материалы Международной научно-исследовательской конференции. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2010. – С. 286-291.

  • Лермонтовская поэма «Демон» в школьном изучении // Культурология в контексте гуманитарного знания: Материалы международной научной конференции. – Курс: Курский государственный университет, 2011. – С. 387-394.

  • Изучение элегии Ф. И. Тютчева «Есть и в страдальческом застое…» на уроках литературы // Филологическое образование: Современные стратегии и практики. Выпуск 1. – СПб.: ЛОИРО, 2011. – С. 109-116.

  • Мечта о бабочках: Читаем рассказ В. В. Набокова «Пильграм» // Литература. – М.: Первое сентября. – 2011. – №10. – С. 19-22.

  • «Она постоянно любила кого-нибудь…» Чеховская «Душечка» на уроке в десятом классе // Литература. – М.: Первое сентября. – 2011. – №14. – С. 30-31.

  • Образ ястреба на уроке литературы. // Литература. – М.: Первое сентября. – 2012. – №3. – С. 35-39.

  • Печальный Базаров: О философском ракурсе изучения романа И. С. тургенева «Отцы и дети» // Литература. – М.: Первое сентября. – 2012. – 39. – С. 14-17.

  • Изба и мастерская: Уроки по творчеству С. А. Есенина и Б. А. Ахмадулиной // Литература. – М.: Первое сентября. – 2013. – №3. – С. 26-30.

  • «Цветаева балета»: О лирическом цикле А. А. Вознесенского «Портрет Плисецкой» // Литература. – М.: Первое сентября. – 2013. – №9. – С. 27-29.

  • «Весенняя» лирика А. А. Фета и Н. А. Некрасова на уроках литературы в десятом классе // Литературная история: Художественные и документальные тексты // Материалы международной научно-практической конференции. – Курск, 2013. – С. 144-153.

  • Об изучении лирики А. А. Блока в одиннадцатом классе // Авторские миры в художественном контексте 19-20 веков: Материалы международной научной конференции. – Курск: Курский государственный университет, 2014. – С. 289-295.

  • Дидактические материалы к изучению творчества М. Ю. Лермонтова в средней школе // Изучение творчества М. Ю. Лермонтова в современной школе: К 200-летию со дня рождения поэта. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014. – С.213-230.

  • О двух ракурсах анализа романа «Герой нашего времени» // Литература. – М.: Первое сентября. – 2014. – №4. – С. 26-30.

  • Соната Бетховена и повесть Куприна «Гранатовый браслет»: Материалы к уроку // Литература. – М.: Первое сентября. – 2014. – №9. – С. 19-20.

  • Ленский в системе точек зрения: Об одном из уроков по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» // Литература. – М.: Первое сентября. – 2015. – №5-6. – С. 27-28.

  • Изучение рассказа М. Горького «Отшельник» в 11 классе // Проблемы изучения литературы в современном информационно-образовательном пространстве. 22 Голубковские чтения: Материалы международной научно-практической конференции. – М.: МПГУ, изд-во «Экон-Информ», 2015. – С. 75-81.

 

СТАТЬИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ПОСВЯЩЁННЫЕ ИЗУЧЕНИЮ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ

  • Реалии античной культуры на уроках по поэзии // Научное обозрение. – М.: «Наука». – 2006. – №5. – С. 179-187.

  • Шарль Бодлер в контексте русской поэзии // Литература. – М.: Первое сентября. – 2009. – 13. – С. 23, 26-27.

  • Читаем роман Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» // Литература. – М.: Первое сентября. – 2011. – №13. – С. 18-21.

  • Провинциал в Париже: Роман Бальзака «Отец Горио» в 10-м классе // Литература. – М.: Первое сентября. – 2012. – №4. – С. 14-17.

  • Шекспировский «Гамлет»: Идеи для двух занятий // Литература. – М.: Первое сентября. – 2012. – №7. – С. 11-15.

  • От Гёте до Гессе // Литература. – М.: Первое сентября. – 2012. – №10. – С. 18-21.

  • Три урока по поэме Байрона «Корсар» // Литература. – М.: Первое сентября. – 2013. – №12. – С. 30-34.

  • Зарубежная литература и миф в 11 классе // Интернет-журнал «Филолог» Пермского государственного педагогического университета. – 2013. – № 22. htpp://philolog.рspu.ru

  • «Нет блаженства, если нет трагедий»: Урок по трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта» // Литература. – М.: Первое сентября. – 2014. – №3. – С. 9-12.

 

СТАТЬИ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

  • Размышления о научном творчестве Всеволода Алексеевича Грехнёва // Пушкинский альманах: Сборник научно-методических материалов. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2006. – С. 6-22.

  • Поезда на просторах русской литературы // Литература. – М.: Первое сентября. – 2010. – №18. – С. 31-38.

  • Снежная лирика русских поэтов 20 века // Литература. – М.: Первое сентября. – 2011. – №1. – С. 27-29.

  • Литературные солнца // Литература. – М.: Первое сентября. – 2011. – №11. – С. 36-41.

  • Опыт сопоставительного анализа стихотворений Е. А. Баратынского и Д. В. Давыдова // Интернет-журнал «Филолог» Пермского государственного педагогического университета. – 2012. – № 19. htpp://philolog.рspu.ru

  • Образ Музы в русской поэзии // Литература. – М.: Первое сентября. – 2012. – №8. – С. 26-31.

  • Лес в русской лирической поэзии // Литература. – М.: Первое сентября. – 2013. – №6. – С. 38-43.

  • О реализме лермонтовской прозы // Изучение творчества М. Ю. Лермонтова в современной школе: К 200-летию со дня рождения поэта. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014. – С. 6-38.

  • Кто он – Чацкий? // Литература. – М.: Первое сентября. – 2014. – №5-6. – С. 33-36.

  • Пастернак и другие: Лирические параллели // Литература. – М.: Первое сентября. – 2014. – №10. – С. 32-36.

  • Война в лирической поэзии Бориса Слуцкого. // Литература. – М.: Первое сентября. – 2015. – №3. – С. 16-19.

 

(812) 386-10-68

nmsovet@gmail.com

При поддержке
ОО «АССУЛ»