Шутан Мстислав Исаакович
Доктор педагогических наук, доцент
Место работы: Нижегородский институт развития образования, кафедра словесности и культурологии.
Направления научной деятельности: интерпретация литературного произведения в школе, моделирующая деятельность школьников на уроке литературы.
Список основных публикаций
МОНОГРАФИИ
-
Полифункциональность способов изучения литературного произведения в средней школе: Монография. –– Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005. – 187 с.
-
Моделирование как учебная деятельность на уроке литературы: Монография. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. – 181 с.
-
Ученик и литературное произведение: Монография. – Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2012. – 256 с.
-
Интерпретирование произведений искусства как учебная деятельность в школе: Коллективная монография / сост. и научн. ред. Шамрей Л. В. и Шутан М. И. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2012. – 282 с. – Авторские страницы: 29-45, 98-120, 125-143, 185-190.
-
Чтение как искусство: Герменевтический аспект: Коллективная монография / сост. и научн. ред. Е. О. Галицких. – Киров: «Радуга-ПРЕСС», 2013. – 470 с. – Авторские страницы: с. 95-102.
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И ПРОГРАММЫ
-
Моделирование и проектирование учебной деятельности: Материалы для слушателей курсов повышения квалификации. Выпуск 1 / сост. и научн. ред. Л. В. Шамрей. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2003. – 68 с. – Авторские страницы: 49-62.
-
Программы элективных курсов по русскому языку и литературе для учащихся 9-11 классов средней школы / сост. и научн. ред. Л. В. Шамрей. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2009. – 148 с. – Авторские страницы: 105-118.
-
Сочинение? Легко!: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / С. И. Красовская, М. И. Шутан, Е. А. Певак и др. – М.: Просвещение, 2015. – 80 с. – Авторские страницы: 13-31.
СТАТЬИ, ПОСВЯЩЁННЫЕ ПРОБЛЕМАМ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
-
Нравственная атмосфера урока литературы. // Литература в школе. – М.: Просвещение. – 1988. – №6. – С. 25-29.
-
Методический аспект анализа литературного произведения в школе // Педагогическое обозрение. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования. – 2003. – №4. – С. 117-125.
-
Системность школьного изучения литературного произведения // Модернизация филологического образования в школе: Материалы Первой областной научно-практической конференции. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2003. – С. 28-39.
-
Методические приёмы изучения литературного произведения в средней школе: Новый вариант типологии // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных наук». – 2004. – №2. – С. 128-142.
-
Мысленный эксперимент в интерпретирующей деятельности учащихся на уроке литературы // Герменевтика в гуманитарном знании: Материалы международной научно-практической конференции. – СПб.: «Политехника», 2004. – С. 357-360.
-
Приобщение будущего учителя литературы к вариативности педагогических действий // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: Материалы Четвёртой научно-практической конференции. Часть 4. – Челябинск: Южно-Уральский государственный университет, издательство «Образование», 2005. – С. 89-92.
-
О синергетическом подходе к изучению литературного произведения // Педагогический процесс как культурная деятельность: Материалы Пятой международной научно-практической конференции. Т. 1. – Самара: Издательство Самарского научного центра РАН, 2005. – С. 361-365.
-
Создание и проверка гипотезы на уроке литературы // Педагогический процесс как культурная деятельность: Материалы Пятой международной научно-практической конференции. Т. 1. – Самара: Издательство Самарского научного центра РАН, 2005. – С. 379-383.
-
Генезис художественного явления на уроке литературы. // Педагогическое обозрение. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования. – 2005. – №3. – С. 249-255.
-
Полифункциональность способов изучения литературного произведения в средней школе // Научное обозрение. – М.: «Наука». – 2005. – №6. – С. 242-248.
-
Способы создания мотивационно-установочной ситуации на уроке литературы // Новости школы. – М.: «Наука». – 2006. – №1. – С. 42-44.
-
Словесное моделирование читательской интерпретации на уроке литературы // Новости школы. – М.: «Наука». – 2006. – №5. – С. 27-32.
-
Система точек зрения на героя как структурообразующий принцип урока литературы // Синтез в русской и мировой художественной культуре: Материалы Шестой научно-практической конференции, посвящённой памяти А. Ф. Лосева. – М.: МПГУ, 2006. – С.71-75.
-
Школьная и литературоведческая интерпретация художественного произведения // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Филология. 1(7). – Н. Новгород: Издательство ННГУ, 2006. – С. 136-139.
-
Притча о блудном сыне на уроках литературы // Православие и гуманитарное знание: 15 Рождественские православно-философские чтения. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2006. – С. 257-262.
-
Грамматическая стилистика на уроке литературы // Речевой портрет современника: Материалы Шестой областной филологической конференции. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2008. – С. 17-21.
-
Интертекст на уроке литературы // Проблемы содержания и организации гимназического образования: Материалы Второй научно-практической конференции Ассоциации нижегородских гимназий. – Н. Новгород: ЗУМ, 2009. – С. 67-74.
-
Филологический текст на уроке литературы // Литература. – М.: Первое сентября. – 2009. – №10. – С. 20-24.
-
Интерпретационная деятельность школьников на уроке литературы. // Литература в школе. – 2010. – №7. – С. 21-25.
-
Афоризм на уроке литературы // Литература. – М.: Первое сентября. – 2010. – №20. – С. 15-17.
-
Научные тексты В. А. Грехнёва на уроке литературы // Пушкинский альманах: Сборник научно-методических материалов. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2010. – С. 17-51.
-
Моделирующая деятельность гимназистов на экзамене по литературе // ЕГЭ и гимназическое образование: Материалы Третьей научно-практической конференции Ассоциации нижегородских гимназий. – Н. Новгород: ЗУМ, 2010. – С. 63-71.
-
Интерпретация литературного произведения как вид учебной деятельности школьников // Гимназии и общество: Материалы Пятой научно-практической конференции педагогов России и ближнего зарубежья. – СПб., 2010. – С. 107-117.
-
Что изучать на уроках русского языка в старших классах // Русский язык. – М. : Первое сентября. – 2011. – №9. – С. 7-12.
-
Об одном из направлений развития методического мастерства учителя литературы // Профессиональное развитие учителя: проблемы, пути, перспективы: Материалы Четвёртой научно-практической конференции Ассоциации нижегородских гимназий. – Н. Новгород: ЗУМ, 2011. – С. 125-132.
-
Ученик и художественный текст: О методах и приёмах школьного изучения литературного произведения. // Литература в школе. – 2012. – №1. – С. 21-26.
-
Категории поэтического и прозаического на уроке литературы. // Нижегородское образование. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования. – 2013. – №1. – С. 100-106.
-
Системный подход к изучению лирики в школе. Статьи 1-3 // Литература. – М.: Первое сентября. – 2013. – №7-8 (с. 27-31), №10 (с. 35-38), №11 (с. 18-20).
-
Принципы моделирующей деятельности школьников на уроке литературы. // Литература в школе. – 2014. – №2. – С. 22-27.
-
О видах сочинений-рассуждений. // Литература. – М.: Первое сентября. – 2014. – №11. – С. 27-31.
-
«Золотое сечение» и урок литературы // Изучение литературы в контексте современных образовательных стратегий. 21 Голубковские чтения: Материалы международной научно-методической конференции в Московском педагогическом государственном университете. – 2014. – С. 57-63.
-
Вариация на тему в структуре урока // Диалог традиций и инноваций в условиях трансформации общества и культуры: Сборник научных статей и методических рекомендаций по материалам Первого международного форума словесников в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург). – 2014. – С. 279-286.
-
Об изучении русского языка в старших классах // Методы и приёмы работы с текстами различного типа: Материалы Седьмой научно-практической конференции Ассоциации нижегородских гимназий. – Н. Новгород, 2014. – С. 118-129.
-
От уроков русского языка и литературы – к урокам русской словесности //Филологическое образование: Современные стратегии и практики. Сборник научно-методических статей. Выпуск 3. – СПб.: ЛОИРО, 2014. – С. 142-147.
-
О природе полифункциональности приёмов изучения литературного произведения в школе. // Нижегородское образование. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования. – 2015. – №1. – С. 40-46.
-
Произведение живописи на уроке литературы. // Литература. – М.: Первое сентября. – 2015. – №4. – С. 11-15.
-
Структурирование курса литературы: один из возможных вариантов //Литература. –– М.: Первое сентября. –– 2016. –– №3 –– С. 50–61.
-
Концепты русской литературы // Литература. –– М.: Первое сентября. –– 2016. –– №4. –– С. 23–61.
-
Филологический текст и изучение литературного произведения в школе // Научно-методическое наследие и современное литературное образование. 23 Голубковские чтения: Материалы международной научно-практической конференции / Отв. ред. В. Ф. Чертов. –– М., 2016. –– С. 64–73.
-
О функциональной направленности углублённого курса русского языка в старших классах. –– Русский язык в школе. –– 2016. –– №11. –– С. 3-9.
-
Концепт «мать» на обобщающих уроках литературы. // Литература в школе. –– 2017. –– №1. –– С. 23-28.
-
Концепт «роман» на уроках литературы в 11 классе. // Современная методика преподавания литературы: стратегии развития. 24 Голубковские чтения. Материалы международной научно-практической конференции в Московском педагогическом государственном университете / Отв. ред. В. Ф. Чертов. –– М., 2017. –– С. 28-37.
СТАТЬИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ПОСВЯЩЁННЫЕ ИЗУЧЕНИЮ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ
-
Пушкинские встречи с западноевропейской поэзией на уроках литературы // Пушкинский альманах: Сборник научно-методических материалов. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2006. – С. 100-107.
-
«Василий Тёркин» А. Т. Твардовского в школьном изучении // Литература. – М.: Первое сентября. – 2008. – №9. – С. 28-31.
-
Вопросы и задания по творчеству Гумилёва // Литература. – М.: Первое сентября. – 2008. – №12. – С. 21-23.
-
Что такое трагический герой? Фрагмент из хрестоматии для учеников 11-го класса // Литература. – М.: Первое сентября. – 2008. – №16. – С. 18-21.
-
Как обрести живое лицо? Урок по рассказу З. Прилепина «Жилка» // Литература. – М.: Первое сентября. – 2009. – №8. – С. 29-31.
-
Пастернаковский «Июль» в шестом классе // Литература. – М.: Первое сентября. – 2009. – №10. – С. 16-17.
-
«В стихи б я внёс дыханье роз…» Урок моделирующего типа по лирике Б. Л. Пастернака // Литература. – М.: Первое сентября. – 2009. – №10. – С. 16-20.
-
Евгений Замятин: Материалы из хрестоматии школьников // Литература. – М.: Первое сентября. – 2009. – №15. – С. 23-26.
-
Сергей Есенин: Материалы для школьной хрестоматии // Литература. – М.: Первое сентября. – 2009. – №16. – С. 10-16.
-
Об изучении пушкинского творчества в средней школе // Пушкинский альманах: Сборник научно-методических материалов. Выпуск 2. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2010. – С. 6-17.
-
Уроки моделирующего типа по творчеству И. А. Бродского // Иосиф Бродский в 21 веке: Материалы Международной научно-исследовательской конференции. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2010. – С. 286-291.
-
Лермонтовская поэма «Демон» в школьном изучении // Культурология в контексте гуманитарного знания: Материалы международной научной конференции. – Курс: Курский государственный университет, 2011. – С. 387-394.
-
Изучение элегии Ф. И. Тютчева «Есть и в страдальческом застое…» на уроках литературы // Филологическое образование: Современные стратегии и практики. Выпуск 1. – СПб.: ЛОИРО, 2011. – С. 109-116.
-
Мечта о бабочках: Читаем рассказ В. В. Набокова «Пильграм» // Литература. – М.: Первое сентября. – 2011. – №10. – С. 19-22.
-
«Она постоянно любила кого-нибудь…» Чеховская «Душечка» на уроке в десятом классе // Литература. – М.: Первое сентября. – 2011. – №14. – С. 30-31.
-
Образ ястреба на уроке литературы. // Литература. – М.: Первое сентября. – 2012. – №3. – С. 35-39.
-
Печальный Базаров: О философском ракурсе изучения романа И. С. тургенева «Отцы и дети» // Литература. – М.: Первое сентября. – 2012. – 39. – С. 14-17.
-
Изба и мастерская: Уроки по творчеству С. А. Есенина и Б. А. Ахмадулиной // Литература. – М.: Первое сентября. – 2013. – №3. – С. 26-30.
-
«Цветаева балета»: О лирическом цикле А. А. Вознесенского «Портрет Плисецкой» // Литература. – М.: Первое сентября. – 2013. – №9. – С. 27-29.
-
«Весенняя» лирика А. А. Фета и Н. А. Некрасова на уроках литературы в десятом классе // Литературная история: Художественные и документальные тексты // Материалы международной научно-практической конференции. – Курск, 2013. – С. 144-153.
-
Об изучении лирики А. А. Блока в одиннадцатом классе // Авторские миры в художественном контексте 19-20 веков: Материалы международной научной конференции. – Курск: Курский государственный университет, 2014. – С. 289-295.
-
Дидактические материалы к изучению творчества М. Ю. Лермонтова в средней школе // Изучение творчества М. Ю. Лермонтова в современной школе: К 200-летию со дня рождения поэта. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014. – С.213-230.
-
О двух ракурсах анализа романа «Герой нашего времени» // Литература. – М.: Первое сентября. – 2014. – №4. – С. 26-30.
-
Соната Бетховена и повесть Куприна «Гранатовый браслет»: Материалы к уроку // Литература. – М.: Первое сентября. – 2014. – №9. – С. 19-20.
-
Ленский в системе точек зрения: Об одном из уроков по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» // Литература. – М.: Первое сентября. – 2015. – №5-6. – С. 27-28.
-
Изучение рассказа М. Горького «Отшельник» в 11 классе // Проблемы изучения литературы в современном информационно-образовательном пространстве. 22 Голубковские чтения: Материалы международной научно-практической конференции. – М.: МПГУ, изд-во «Экон-Информ», 2015. – С. 75-81.
СТАТЬИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ПОСВЯЩЁННЫЕ ИЗУЧЕНИЮ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ
-
Реалии античной культуры на уроках по поэзии // Научное обозрение. – М.: «Наука». – 2006. – №5. – С. 179-187.
-
Шарль Бодлер в контексте русской поэзии // Литература. – М.: Первое сентября. – 2009. – 13. – С. 23, 26-27.
-
Читаем роман Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» // Литература. – М.: Первое сентября. – 2011. – №13. – С. 18-21.
-
Провинциал в Париже: Роман Бальзака «Отец Горио» в 10-м классе // Литература. – М.: Первое сентября. – 2012. – №4. – С. 14-17.
-
Шекспировский «Гамлет»: Идеи для двух занятий // Литература. – М.: Первое сентября. – 2012. – №7. – С. 11-15.
-
От Гёте до Гессе // Литература. – М.: Первое сентября. – 2012. – №10. – С. 18-21.
-
Три урока по поэме Байрона «Корсар» // Литература. – М.: Первое сентября. – 2013. – №12. – С. 30-34.
-
Зарубежная литература и миф в 11 классе // Интернет-журнал «Филолог» Пермского государственного педагогического университета. – 2013. – № 22. htpp://philolog.рspu.ru
-
«Нет блаженства, если нет трагедий»: Урок по трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта» // Литература. – М.: Первое сентября. – 2014. – №3. – С. 9-12.
СТАТЬИ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
-
Размышления о научном творчестве Всеволода Алексеевича Грехнёва // Пушкинский альманах: Сборник научно-методических материалов. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2006. – С. 6-22.
-
Поезда на просторах русской литературы // Литература. – М.: Первое сентября. – 2010. – №18. – С. 31-38.
-
Снежная лирика русских поэтов 20 века // Литература. – М.: Первое сентября. – 2011. – №1. – С. 27-29.
-
Литературные солнца // Литература. – М.: Первое сентября. – 2011. – №11. – С. 36-41.
-
Опыт сопоставительного анализа стихотворений Е. А. Баратынского и Д. В. Давыдова // Интернет-журнал «Филолог» Пермского государственного педагогического университета. – 2012. – № 19. htpp://philolog.рspu.ru
-
Образ Музы в русской поэзии // Литература. – М.: Первое сентября. – 2012. – №8. – С. 26-31.
-
Лес в русской лирической поэзии // Литература. – М.: Первое сентября. – 2013. – №6. – С. 38-43.
-
О реализме лермонтовской прозы // Изучение творчества М. Ю. Лермонтова в современной школе: К 200-летию со дня рождения поэта. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014. – С. 6-38.
-
Кто он – Чацкий? // Литература. – М.: Первое сентября. – 2014. – №5-6. – С. 33-36.
-
Пастернак и другие: Лирические параллели // Литература. – М.: Первое сентября. – 2014. – №10. – С. 32-36.
-
Война в лирической поэзии Бориса Слуцкого. // Литература. – М.: Первое сентября. – 2015. – №3. – С. 16-19.