Дунев Алексей Иванович

Кандидат филологических наук, доцент

Место работы: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, кафедра русского языка.

Направления научной деятельности: грамматика русского языка; лексикография, ортология, методика преподавания русского языка.

Список основных публикаций

Книжные издания
Учебники для общеобразовательных учреждений

  • Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Часть 1 / Н.В. Богданова, Т.В. Губернская, А.И. Дунев, Ю.А. Дунева, В.А. Позднякова, Д.Н. Чердаков / Под ред. А.И. Дунева, Д.Н. Чердакова. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2013. – 250 с., ил.

  • Русский язык. 10-11 классы: Учебник для средних общеобразовательных заведений Российской Федерации / С.П. Белокурова, С.В. Друговейко-Должанская, А.И. Дунев и др. / Под ред. А.И. Дунева, Д.Н. Чердакова. – СПб., 2013. – 520 с.

  • Русский язык. 5 класс: Учебник для русскоязычных школ Республики Таджикистан / Н.В. Богданова, Т.В. Губернская, А.И. Дунев и др. / Под ред. А.И. Дунева и Д.Н. Чердакова./ Изд. 2, испр., доп. Санкт-Петербургский государственный университет; Филологический факультет; Таджикский национальный университет – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2011. – 320 с. Издание осуществлено при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ.

  • Русский язык. 10-11 классы: Учебник для русскоязычных школ Республики Таджикистан / С.П. Белокурова, С.В. Друговейко-Должанская, А.И. Дунев и др. / Под ред. А.И. Дунева, Д.Н. Чердакова. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2011. – 496 с. Издание осуществлено при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ.

  • Русский язык. 5 класс: Учебник для русскоязычных школ Республики Таджикистан / Н.В. Богданова, Т.В. Губернская, А.И. Дунев, Ю.А. Дунева, О.Г. Згурская, С.Д. Левина, В.А. Позднякова, Д.Н. Чердаков / Под ред. А.И. Дунева, Д.Н. Чердакова. – СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2008. – 318 с. Учебник издан при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ.

  • Русский язык. 10-11 классы: Учебник для русскоязычных школ Республики Таджикистан / С.В. Друговейко-Должанская, А.И. Дунев, И.Е. Кузнецова и др. / Под ред. А.И. Дунева, Д.Н. Чердакова. – СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2008. – 312 с. Учебник издан при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ.

 

Учебники для студентов средних профессиональных учебных заведений

  • Дунев А.И., Ефремов В.А, Сергеева Е.В., Черняк В.Д. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.Д. Черняк. – СПб.: САГА; М.: ФОРУМ, 2004. – 368 с. (Профессиональное образование). Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов учреждений среднего профессионального образования.

 

Учебники для студентов высших учебных заведений

  • Русский язык и культура речи. Учебник и практикум. 2-е изд., пер. и доп. / Под ред. проф. В.Д. Черняк. – М.: Юрайт, 2014. – 495 с. (Коллектив авторов)

  • Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / В.Д. Черняк, А.И. Дунев, В.А. Ефремов, Е.В. Сергеева; под общ. ред. В.Д. Черняк. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. – 505 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс.

  • Ефремов В.А., Мартьянова И.А., Сергеева Е.В., Дунев А.И., Черняк В.Д. Риторика: учебник для бакалавров; под общ. ред. В.Д. Черняк. – Издательство Юрайт, 2013. – 430 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования в качестве учебника по направлению 050100 «Педагогическое образование».

  • Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под общей ред. В.Д. Черняк. /А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, В.А. Ефремов, А.Ю. Кожевников, Н.В. Козловской, И.Н. Лёвина, И.А. Мартьянова, Е.В. Сергеева, К.П. Сидоренко, Е.Е. Силантьев, М.Б. Хрымова, В.Д. Черняк, Н.Л. Шубина – 2-е изд., доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 495 с. Серия «Бакалавр. Углубленный курс». Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерство образования и науки РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений.

  • Русский язык и культура речи: учебник для вузов и ссузов / А.И. Дунев, В.А. Ефремов, Е.В. Сергеева, В.Д. Черняк; под общ. ред. В.Д. Черняк. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. – 493 с. – (Основы наук).

  • Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, В.А. Ефремов и др. / Под ред. В.Д. Черняк. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 2006. 496 с. Допущено Учебно-методическим объединением вузов России по направлениям педагогического образования Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений.

  • Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/ Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа, 2002. Допущено учебно-методическим объединением вузов России по направлениям педагогического образования Министерством образования РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений.

 

Программные материалы

  • Дунев А.И., Чердаков Д.Н. Русский язык. 5 – 11 классы. Программно-методические материалы: Пособие для учителей русскоязычных школ Республики Таджикистан / А.И. Дунев, Д.Н. Чердаков. Санкт-Петербургский гос. университет, филологический факультет; Таджикский национальный университет – СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2011. – 80 с.

  • Дунев А.И. , Феофанова Е.О., Чердаков Д.Н. Русский язык. 5 – 11 классы. Программно-методические материалы: Пособие для учителей русскоязычных школ Республики Таджикистан / А.И. Дунев, Е.О. Феофанова, Д.Н. Чердаков. – СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2008. – 80 с.

  • Русский язык. 10 – 11 классы. Учебные и справочные материалы: Учебное пособие для русскоязычных школ Республики Таджикистан / С.П. Белокурова, С.В. Друговейко-Должанская, И.Е. Кузнецова и др. / Под ред. А.И. Дунева, Д.Н. Чердакова. – СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2008. – 224 с.

  • Друговейко-Должанская С.В., Дунев А.И., Монахов С.И. , Синичкина Н.Е.; Феофанова Е.О., ЧердаковД.Н. Новый учебно-методический комплекс по русскому языку для средней общеобразовательной школы: Концепция. Программно-методические материалы. Образцы учебных материалов / Отв. ред. Д.Н. Чердаков. – СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2007. – 226 с.

  • Уроки русского языка в 8 классе: Программа. Методические рекомендации / Авт.-сост. А.И. Дунев, Д.Н. Чердаков. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2006. 68 с.

  • Уроки русского языка в 9 классе: Программа. Методические рекомендации / Авт.-сост. А.И. Дунев, Д.Н. Чердаков. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2006. 72 с.

  • Дунев А.И. Программа. Русский язык и культура речи // Примерные программы дисциплин подготовки специалиста по специальности 060700 – национальная экономика (специализация – Экономика и право) / Составители Линьков А.Я., Рубцова О.Л. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. С.64–68.

  • Примерные программы дисциплин подготовки бакалавра филологического образования (Федеральный компонент) – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.

 

Учебные пособия

  • Дунев А.И., Ефремов В.А., Сергеева Е.В., Сидоренко К.П., Черняк В.Д. Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь. Учебно-практическое пособие для академического бакалавриата / А.И. Дунев, В.А. Ефремов, Е.В. Сергеева, К.П. Сидоренко, В.Д. Черняк. / Под ред. проф. В.Д. Черняк. 2-е изд., пер. и доп. – М.: Юрайт, 2014. – 525 с.

  • Дунев А.И. Ефремов В.А., Черняк В.Д.Языковые нормы и социокультурная языковая ситуация: Учебное пособие к Международному научно-практическому семинару» Русский язык: современная языковая ситуация и речевая культура». – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 104 с.

  • Черняк В.Д., Козырев В.А., Ефремов В.А., Пентина А.Ю., Дунев А.И., Сидоренко К.П. Правильность и эффективность русской речи: словарные материалы для преподавателей русского языка (к международному научно-практическому семинару «Русский язык: современная языковая ситуация и речевая культура»). – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. – 191 с.

  • Русский язык. Школьный энциклопедический словарь. / Под ред. С.В. Друговейко-Должанской, Д.Н. Чердакова. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2012. – 584 с. (Коллектив авторов)

  • Дунев А.И., Ефремов В.А., Сергеева Е.В., Сидоренко К.П., Черняк В.Д. Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь: учеб.-практич. пособие для бакалавров / Под общей ред. В.Д. Черняк. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 525 с. Серия: Бакалавр. Углубленный курс. Допущено УМО по направлениям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений.


  • Черняк В.Д., Дунев А.И., Кузьмина А.В., Семенец О.П. Русский язык и современная социокультурная ситуация: Методические рекомендации и учебные занятия. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011 – 77с.

    Русский язык и культура речи: Сборник упражнений / Под ред. проф. В.Д. Черняк. – М.: «Высшая школа», 2010. – 141 с. (Коллектив авторов)

  • Технологии извлечения информации о языке и действительности путем функционального анализа грамматических значений // Технологии извлечения, обработки и анализа информации: Учебно-методический комплекс / Под ред. Л.Н. Беляевой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 280 с. С. 119 – 126. (Коллектив авторов)

  • Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 8 класс / Авт.-сост. А.И. Дунев, Ю.А. Дунева, В.А. Позднякова. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2006. 76 с.

  • Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 9 класс / Авт.-сост. А.И. Дунев, Ю.А. Дунева, В.А. Позднякова. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2006. 60 с.

  • Рабочая тетрадь для учащихся 8 классов / Авт.-сост. А.И. Дунев, Ю.А. Дунева, В.Ф. Луговая, В.А. Позднякова. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2006. 92 с.

  • Рабочая тетрадь для учащихся 9 классов / Авт.-сост. А.И. Дунев, Ю.А. Дунева, В.Ф. Луговая, В.А. Позднякова. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2006. 96 с.

  • Вольская Л.А., Губернская Т.В., Дунев АИ. Русская орфография: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. – 240 с. Допущено Учебно-методическим объединением по направлению педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов педагогических высших учебных заведений, обучающихся по направлению 540300 Филологическое образование.

  • Дунев А.И., Ефремов В.А., Козловская Н.В., Силантьев Е.Е., Черняк В.Д. Современная социокультурная ситуация. Методические рекомендации и учебные задания для студентов I – II курсов филологического факультета. / Под ред. доктора филологических наук, профессора В.Д. Черняк – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. 88 с.

  • Дунев А.И., Ефремов В.А., Сидоренко К.П., Черняк В.Д. Русская речевая культура. Учебный словарь-справочник. / Под ред. доктора филол. наук, проф. В.Д. Черняк – СПб.: «САГА», «Азбука-классика», 2006. – 224 с. Рекомендовано Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства науки и образования РФ в качестве учебного пособия для поступающих в вузы.

  • Дунев А.И., Ефремов В.А., Сергеева Е.В., Черняк В.Д. Сборник упражнений и тестовых заданий по культуре речи: Учебное пособие / Под ред. проф. В.Д. Черняк / Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов учреждений среднего профессионального образования. – СПб., М.: САГА: Форум, 2006. – 224 с.: ил. (Профессиональное образование).

  • Современный русский язык: Сборник заданий и упражнений. Общая редакция В.Д. Черняк – М.: Высшая школа, 2005. – 330 с. (Коллектив авторов)

  • Дунев А.И., Черняк В.Д., Дымарский М.Я. Тесты по современному русскому языку. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений по направлению «540300 (050300) – Филологическое образование». СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. – 104 с.

  • Дунев А.И., Ефремов В.А., Черняк В.Д. Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников. – СПб.: САГА, Азбука-классика, 2004. – 112 с.

  • Черняк В.Д., Дунев А.И., Дымарский М.Я., Силантьев Е.Е. Аттестационно-педагогические измерительные материалы по дисциплинам направлений педагогического образования. Современный русский язык / Министерство образования РФ. Учебно-методическое объединение по направлениям педагогического образования. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. – СПб., 2004. – 76 с.

  • Современный русский язык: Сборник заданий и упражнений. Общая редакция В.Д. Черняк / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 275 с.

 

Коллективные монографии

  • Дунев А.И. О потенциале задачной формы представления учебного материала в школьном гуманитарном образовании // Филологическая олимпиада в системе гуманитарного образования школьников: монография. / Под ред. О.В. Коротун, А.В. Ляпиной. – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2015. – 306 с. С. 164-170. (Раздел в коллективной монографии)

  • Дунев А.И. Эффект многоречия в школьном дискурсе // Русский язык в многоречном социокультурном пространстве: монография / Отв. ред. Б.М. Гаспаров, Н.А. Купина – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 324 с. С. 166 – 179.

  • Дунев А.И. Создание ортологического словаря изъяснительных сложноподчиненных предложений: камни преткновения // Сложноподчиненное предложение в лексикографическом аспекте: Коллективная монография / Под ред. С.Г. Ильенко. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 344 с. С. 187-196.

  • Дунев А.И. Толерантность как свойство учебного текста //Культурные практики толерантности в речевой коммуникации: Коллективная моногр. / Отв. ред. Н.А. Купина и О.А. Михайлова – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. – 595 с. С. 508 – 514.

  • Дунев А.И. Толерантность и интенциональность орфографии в текстах современной рекламы // Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности: Коллективная моногр. / Отв. ред. Н.А. Купина и М.Б. Хомяков. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. – 550 с. С. 168 – 174.

  • Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ

  • Губернская Т.В., Дунев А.И. О затрудненном восприятии школьниками олимпиадных и экзаменационных заданий как следствии организации Единого государственного экзамена по русскому языку // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. – Декабрь 2013, ART 2115. – CПб., 2013 г. – URL: http://www.emissia.org/offline/2013/2115.htm.

  • Черняк В.Д., Дунев А.И. Традиционная встреча русистов // Мир русского слова. 2013. №2. С. 18.

  • Дунев А.И. Интент-анализ педагогического дискурса // Вестник Челябинского государственного университета. Серия «Филология. Искусствоведение». Выпуск 74. № 2 (293), 2013. С. 26-29.

  • Дунев А.И. Слово вне закона, или Приятно побудировать // Русский язык в школе. № 2. 2011. С. 50-53.

    Никульцева В.В., Дунев А.И. О Всероссийской научной конференции «Слово. Словарь. Словесность: (К 200-летию со дня рождения А.И. Герцена)» // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». №3. 2013. С. 67-68.

 

Зарубежные публикации

  • Дунев А.И. Языковые нормы и особенности их изучения // Русский язык и литература в современных реалиях // Материалы Международной межвузовской научно-практической конференции. – Душанбе: Изд-во Таджикского национального ун-та, 2015. – 345 с. С. 131-135.

  • Дунев А.И. Интерактивные технологии в работе российского учителя-филолога с одаренными школьниками // Роль русского языка в межкультурном диалоге: Россия и персоязычные страны. Мат. Междунар. научно-практ. конф. – Душанбе, 2013. С. 94-99.

  • Дунев А.И. Интент-анализ грамматических значений глагольных форм в русских формулах речевого этикета // Язык, культура, толерантность: русский язык в межкультурном диалоге. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной Году образования и технической культуры в Республике Таджикистан и Году науки и инноваций в СНГ (Душанбе, 28-29 декабря 2010 г.) – Душанбе, 2011.

  • Дунев А.И. Роль речевой культуры учителя в условиях современной российской школы// Современные направления в методике преподавания русского языка и литературы в национальной общеобразовательной школе. – Ереван: Изд-во «Велас принт», 2011. – 289с. С. 246-253.

 

Публикации в рецензируемых изданиях и регистрируемые в РИНЦ

  • Дунев А.И. Орфографические нормы вышли из-под контроля // Слово. Словарь. Словесность: Русский язык в научном, культурном и образовательном пространстве (к 190-летию со дня рождения К.Д. Ушинского)». Материалы Всероссийской научной конференции. Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена, 12-13 ноября 2014 г. / Отв. ред. В.Д. Черняк. – СПб.: САГА, 2015. – 232 с. – С. 88-91.

  • Дунев А.И. Интент-анализ грамматических категорий // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. Вып. 12. – Екатеринбург: Изд-во УРГПУ, 2014. – 132 с. С. 74-84.

  • Дунев А.И. Интент-анализ педагогического диалога современной школьной прозы// Стереотипность и творчество в тексте: межвуз. сборник науч. тр. / Под ред. Е.А. Баженовой. – Пермь 2014. – Вып. 18. – 348 с. С. 241 – 249.

  • Дунев А.И. Практика преподавания русского языка в новой современной социокультурной ситуации // Академический вестник. Научный журнал. Выпуск 1 (20). 2013. С. 90-96.

  • Дунев А.И. Мотивация старшеклассников к решению лингвистических олимпиадных задач // UNIVERSUM: Вестник Герценовского университета. №4. 2013. С. 155-160.

  • Дунев А.И. Интент-анализ формул речевого этикета // Слово. Словарь. Словесность: Коммуникация. Текст. Синтаксис (к 90-летию со дня рождения С.Г. Ильенко). Материалы Всероссийской научной конференции. Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена, 13-15ноября 2013 г. / Отв. ред. В.Д. Черняк. – СПб.: САГА, 2013. – 432 с. С. 172 – 177.

  • Дунев А.И. Сложноподчиненное предложение в аспекте культуры речи // Филологический класс. Региональный научно-методический журнал учителей-словесников Урала. С. 67-76.

  • Дунев А.И. Самая вежливая просьба в русском языке // Русский язык в школе и дома. № 9 (сентябрь) 2011. С. 19-20.

  • Дунев А.И. Интенциональность грамматических значений глагольных форм в русских формулах речевого этикета // Стереотипность и творчество в тексте: межвуз. сб. научн. Тр. Вып. 15 / Под ред. М.П. Котюровой. – Пермь: Изд-во Пермского гос. ун-та, 2011. – 310 с. С. 250-254.

  • Дунев А.И. Русская речь. Строим предложения правильно // Вестник Герценовского университета. №4 (90). 28 апреля 2011 г. С. 35-40.

  • Дунев А.И. Коммуникативные интенции в речи учителей, или Как понять учителя // Слово. Словарь Словесность: Языковая личность ученика и учителя. Актуальные проблемы межличностной коммуникации. Материалы Всероссийской научной конференции. Санкт-Петербург, 10-11 ноября 2010 г. / Отв. ред. В.Д. Черняк. – СПб.: САГА, 2011. 236 с. С. 172-175.

  • Дунев А.И. Русский язык в школе // Вестник Герценовского университета. №12. 2010. С. 28 – 30.

  • Дунев А.И. Включение отрицательного языкового материала в учебный словарь// Слово. Словарь. Словесность: Текст словаря и контекст лексикографии: Материалы Всероссийской научной конференции. Санкт-Петербург, 11-13 ноября 2009 г. / Отв. ред. В.Д. Черняк. – СПб.: САГА, 2010. – 620 с. С. 545-550.

  • Дунев А.И. Лексикографическая интерпретация грамматической правильности изъяснительных сложноподчиненных предложений // Слово. Словарь. Словесность (к 225-летию основания Российской Академии): Материалы Всероссийской научной конференции. Санкт-Петербург, 12-14 ноября 2008 г. / Отв. ред. В.Д. Черняк. – СПб.: САГА, 2009. С. 210-213.

  • Дунев А.И., Черняк В.Д. Аббревиатуры вчера и сегодня // Вестник Герценовского университета. № 9 (59). 2008. С. 33-37.

  • Дунев А.И., Левина С.Д. Лексикографическая интерпретация грамматических ошибок // Слово. Словарь. Словесность: Петербургский контекст русистики: Материалы Всероссийской научной конференции. Санкт-Петербург, 14-16 ноября 2007 года / Под ред. В.Д. Черняк. – СПб.: САГА, 2008. – 420с. С. 125-128.

  • Дунев А.И. Динамика орфографической нормы: прописная и строчная в современной письменной речи // Вестник Герценовского университета. №12 (50). 2007. С. 36-40.

  • Дунев А.И. Эвристические аспекты русской орфографии// Стереотипность и творчество в тексте: Межвуз. сб. научн. трудов/ Отв. ред. М.П. Котюрова/ Министерство образования Российской Федерации. Пермский государственный университет. – Пермь, 2002. – 392 с. С. 112-121.

 

Иные статьи и сообщения

  • Дунев А.И., Эмдина Д. М. Что касается «касательно» и «касаемо» // Проблемы формирования лингвокультурной компетенции: сборник научных статей. Герценовские чтения – 2015. Выпуск 2. / Отв. ред. В.Д. Черняк. – СПб.: САГА, 2015. – 120 с. С. 18-24.

  • Голева Е.В., Дунев А.И. Грамматические правила употребления партитивов на -у(-ю) в современном русском языке // Проблемы формирования лингвокультурной компетенции: сборник научных статей. Герценовские чтения – 2015. Выпуск 2. / Отв. ред. В.Д. Черняк. – СПб.: САГА, 2015. – 120 с. С. 3-6.

  • Дунев А.И. Личность учителя-словесника в новых условиях системы образования // Филологическое образование: современные стратегии и практики: сб науч.-метод. ст. Вып. 3 / отв.ред. В.А. Доманский, Л.И. Коновалова. – СПб.: ЛОИРО, 2014. – 244 с. С. 75-79.

  • Дунев А.И. Намерения учителя в школьной прозе нового века // Чтение в XXI веке: традиции и тенденции (к 115-летию Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. В.Г. Белинского): материалы Всерос. науч.-практич. конф. (Екатеринбург, 29–30 мая 2014 г.) сост. и общ. ред. О.В. Моревой. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 201 с. С. 38-43.

  • Дунев А.И. Речевой портрет учителя в детской прозе XXI века // Детская книга: радости и горести школьной поры: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Тагил, 16 мая 2013 г. / Отв. ред. А. Н. Садриева; Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия. – Нижний Тагил, 2014. – 195 с. С. 10-16.

  • Дунев А.И. Интент-анализ грамматических значений // Теоретическая семантика и идеографическая лексикография: эволюция интерпретаций: тез. докл. и сообщ. Междунар. науч. конф., посвящ. 40-летию образования и науч. деят. Каф. рус. яз. и прикл. лингвистики Урал. федер. ун-та, 23-24 окт. 2014 г. Екатеринбург, Россия / Под ред. Т.М. Ворониной. – Москва; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2014. – 152 с. С. 95-97.


  • Дунев А.И., Муртазина М. М. Протест и самоутверждение в школьном дискурсе // Проблемы формирования лингвокультурной компетенции: сборник научных статей. Герценовские чтения. – СПб.: САГА, 2014. – 92 с. С. 14-16.

    Дунев А.И. Речевой портрет учителя в современной литературе о школе // Языковое и литературное образование в современном обществе – 2013. Сб. научных статей по итогам Международной научно-практической юбилейной конференции, 12-14 декабря 2013 г. – СПб.: Изд-во ВВМ, 2014. – 330 с. С. 81-88.

  • Дунев А.И., Дунева Ю.А. Решение филологических задач на уроках русского языка и литературы // Диалог традиций и инноваций в условиях трансформации общества и культуры: Сборник научных статей и методических рекомендаций по материалам I Международного форума словесников (19-20 октября 2012 г. Санкт-Петербург) / Научн. ред. и составление: доктор пед. наук, проф. Н.Л. Мишатина, доктор пед. наук, доц. Е.Р. Ядровская – СПб.: ООО «Книжный дом», 2014. – 456 с. С. 145 – 151.

  • Дунев А.И., Дунева Ю.А. Филологические задачи как стимул к творческой деятельности школьников // Филологическое образование в современных социокультурных условиях: методическая школа В.Г. Маранцмана: учеб.-метод. пособие/ Отв. ред. Л.И. Коновалова, С.В. Букреева. – СПб.: ЛОИРО, 2013. 427 с. С. 385-393.

  • Дунев А.И. Многоречие в школьном дискурсе // Многоречие: проблемы изучения: Тезисы докладов и сообщений Межвузовского научного семинара с международным участием. – Екатеринбург, 14 мая. – Екатеринбург: Издательский дом «Литур», 2013. – 72 с. С. 10-12.

  • Дунев А.И. Русское языковое сознание сквозь призму грамматики // Филологическое образование: современные стратегии и практики: сборник научно-методических статей. Выпуск 2 / Отв. ред. В.А. Доманский. – СПб.: ЛОИРО, 2012. – 426 с. – С. 343-350.

  • Дунев А.И. Формирование условий для создания успеха учителя и ученика в общеобразовательном учреждении // Образование XXI века: формирование условий для создания успеха учителя и ученика в общеобразовательном учреждении. Выпуск 5. Сборник научно-методических статей. / Отв. ред. к.ф.н., доц. А.И. Дунев. – СПб.: САГА, 2012. – 104 с. С. 3-5.

  • Дунев А.И. Категория успешности в современной российской школе // Образование XXI века: формирование условий для создания успеха учителя и ученика в общеобразовательном учреждении. Выпуск 5. Сборник научно-методических статей. / Отв. ред. к.ф.н., доц. А.И. Дунев. – СПб.: САГА, 2012. – 104 с. С. 9-12.

  • Дунев А.И. Языковая компетенция на пути к успеху в обучении // Образование XXI века: формирование условий для создания успеха учителя и ученика в общеобразовательном учреждении. Выпуск 5. Сборник научно-методических статей. / Отв. ред. к.ф.н., доц. А.И. Дунев. – СПб.: САГА, 2012. – 104 с. С. 37-46.

  • Дунев А.И. Типичные ошибки при употреблении сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными в речи школьников// Проблемы онтолингвистики – 2012. Мат. междунар. научн. конф. 24-26 апреля 2012. СПб: Златоуст, 2012. С. 159-162.

  • Дунев А.И. Речь учителя в аспекте речевой культуры // Русский язык: нормы и правила современной коммуникации: Учебно-методические материалы международного научно-практического семинара, 2-9 апреля 2012 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. – 199 с. С. 17-22.

  • Дунев А.И., Черняк В.Д. Аббревиатуры вчера и сегодня // Русский язык: нормы и правила современной коммуникации: Учебно-методические материалы международного научно-практического семинара, 2-9 апреля 2012 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. – 199 с. С. 52-58.

  • Дунев А.И. Прописная и строчная в современной письменной речи: динамика орфографической нормы // Русский язык: нормы и правила современной коммуникации: Учебно-методические материалы международного научно-практического семинара, 2-9 апреля 2012 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. – 199 с. С. 59-67.

  • Дунев А.И. Приоритеты в изучении школьного курса русского языка // Филологическое образование: современные стратегии и практики: сб. науч.-метод. ст. Вып. 1. / Отв. ред. В.А. Доманский, Л.И. Коновалова. – СПб.: ЛОИРО, 2011. – 334 с. С. 218-224.

  • Дунев А.И., Дунева Ю.А. Интернет-ресурсы в работе учителя // Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик обучения: Сборник научных статей. Выпуск 8. – СПб.: Изд-во СТАТУС, 2011. – 459 с. С. 304 – 309.

  • Дунев А.И. Культура речи учителя // Русский язык: современная языковая ситуация и речевая культура: Материалы международного научно-практического семинара. 21-28 марта 2011 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена 2011. – 159 с. С. 94-114.

  • Дунев А.И. Авторские и персонажные интенции в рассказах А.П. Чехова // Творчество А.П. Чехова в современном мире (к 150-летию со дня рождения писателя): Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Тагил, 3 февраля 2010 / Отв. ред. А.В. Миронов, Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия. – Нижний Тагил, 2011. – 296 с. С. 204-209.

  • Дунев А.И., Дунева Ю.А. Интернет-ресурсы в практике преподавания учителя-словесника // Русский язык: современная языковая ситуация и речевая культура: Материалы международного научно-практического семинара. 21-28 марта 2011 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена 2011. – 159 с. С. 114-118.

  • Дунев А.И. Слово без значения, или Приятно побудировать // Мир в зеркале языка: актуальные проблемы филологии и методики: сборник научн. статей, посвященный юбилею проф. Валентины Петровны Коневой / Отв. ред. Н.М. Чудакова, Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия. – Нижний Тагил, 2010. – 152 с. С. 10-14.

  • Дунев А.И. Модель новой школы (о президентской инициативе «Наша Новая школа») // Образование XXI века: модель новой школы. Выпуск 4. Сборник научно-методических статей. / Отв. ред. к.ф.н., доц. А.И. Дунев. – СПб.: САГА, 2010. – 112 с. С. 3-6.

  • Дунев А.И. Культура речи учителя в модели новой школы // Образование XXI века: модель новой школы. Выпуск 4. Сборник научно-методических статей. / Отв. ред. к.ф.н., доц. А.И. Дунев. – СПб.: САГА, 2010. – 112 с. С. 32-37.

  • Дунев А.И., Луговая В.Ф. Статус учителя как проблема самоуважения профессионала // Образование XXI века: модель новой школы. Выпуск 4. Сборник научно-методических статей. / Отв. ред. к.ф.н., доц. А.И. Дунев. – СПб.: САГА, 2010. – 112 с. С. 77-81.

  • Дунев А.И. Орфография на службе пиар-технологий // Пространство PR и рекламы: путь в профессию. Материалы межвузовской научно-практической конференции / Отв. ред. Т.С. Кириллова – Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2009. – 72 с. С. 5-8.

  • Дунев А.И. Интерпретация грамматической правильности в лексико-синтаксическом словаре (из опыта работы над лексико-синтаксическим словарем-справочником) // Лакунарность в языке, картине мира, словаре и тексте: Межвузовский сборник научных трудов. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2009. – 262 с. С. 154-162.

  • Дунев А.И. Орфографические ошибки в современной письменной речи: практика заблуждений // Языковая картина мира. Лексика. Текст: Сборник научных статей, посвященных юбилею профессора Надежды Евгеньевны Сулименко / Ред. Кол. Л.А. Пиотровская, В.Д. Черняк. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. – 164 с. С. 145-148.

  • Дунев А.И. Об одном типе грамматических ошибок // Русский язык в современной науке и гуманитарные технологии в образовании: Материалы научно-практической конференции (Герценовские чтения 2008 года). – СПб.: САГА, 2008. С.82-84.

  • Дунев А.И. Управление качеством образования в условиях современной школы // Образование ХХI века: Управление качеством образования в современной школе. Выпуск 3. Сборник научно-методических статей./ Под ред. к.ф.н., доц. А.И. Дунева. – СПб.: САГА, 2008. С.12-20.

  • Дунев А.И., Позднякова В.А. Формирование коммуникативной компетенции у школьников // Образование ХХI века: Управление качеством образования в современной школе. Выпуск 3. Сборник научно-методических статей. /Под ред. к.ф.н., доц. А.И. Дунева. – СПб.: САГА, 2008. С.62-69.

  • Дунев А.И. Кризис орфографической нормы: прописная и строчная в современной письменной речи // Русское слово и русский текст: история и современность: Сборник научных статей, посвященный члену-корреспонденту РАО, профессору Владимиру Алексеевичу Козыреву / Отв. ред. В.Д. Черняк. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. 315 с. С.121-128.

  • Дунев А.И., Дунева Ю.А.Грамматические ошибки и дефектные тексты как средство обучения языковым нормам // Русский язык в современной науке и образовании: Материалы научно-практической конференции (Герценовские чтения – 2007). – СПб.: «САГА», 2007. – 112 с. С. 55 – 59.

  • Дунев А.И. Лексикографическая интерпретация грамматической правильности сложноподчиненных конструкций в современном русском языке // Теоретическая семантика и системная лексикография: эволюция интерпретаций на рубеже веков: Тез. докл. и сообщ. Всерос. науч. конф., посвящ. 80-летию Э.В. Кузнецовой, 8 – 9 нояб. 2007 г., Екатеринбург, Россия / Под ред. Л.Г. Бабенко. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. – 132 с. (XVI Кузнецовские чтения) С. 71 – 73.

  • Дунев А.И. Гиперкорректность как характеристика речевого поведения говорящего // Проблемы культуры речи в современном коммуникативном пространстве: Материалы межвузовской научной конференции / Отв. ред. Т.С. Кириллова. – Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2006. – 148. С. 22-25.

  • Дунев А.И., Чердаков Д.Н. Проблемы обучения русскому языку в 10-11 классах средней общеобразовательной школы: профильный и базовый уровни образования // Современная русская речь: состояние и функционирование. Выпуск II: Сборник аналитических материалов / Под ред. С.И. Богданова, Н.О. Рогожиной, Е.Е. Юркова. – СПб: Филологический факультет СПбГУ, Изд-во «Осипов», 2006. – 236 с. С. 186-221.

  • Дунев А.И., Чердаков Д.Н. Аспектное изучение русского языка в 5-9 классах средней общеобразовательной школы // Современная русская речь: состояние и функционирование. Выпуск II: Сборник аналитических материалов / Под ред. С.И. Богданова, Н.О. Рогожиной, Е.Е. Юркова. – СПб: Филологический факультет СПбГУ, Изд-во «Осипов», 2006. – 236 с. С. 170 185. – 80 с. С. 52-57.

  • Дунев А.И. Памяти профессора. Подвижник науки // Образование ХХI века: общеобразовательное учреждение в условиях информатизации / Отв. ред. А.И. Дунев. – СПб.: САГА, 2006. – 80 с. С. 3-4.

  • Дунев А.И. Процессы и результаты информатизации в системе управления образовательного учреждения // Образование ХХI века: общеобразовательное учреждение в условиях информатизации / Отв. ред. А.И. Дунев. – СПб.: САГА, 2006. – 80 с. С. 13-17.

  • Дунев А.И. Школа в условиях эксперимента по информатизации // Образование ХХI века: общеобразовательное учреждение в условиях информатизации / Отв. ред. А.И. Дунев. – СПб.: САГА, 2006. С. 52-57.

  • Дунев А.И. Норма, ошибка и словотворчество (словообразовательные процессы современной языковой ситуации) // Русская языковая ситуация в синхронии и диахронии: Сборник научных статей, посвященный профессору Валентине Даниловне Черняк / Отв. ред. К.П. Сидоренко. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 184. С. 164 – 169.

  • Дунев А.И., Дунева Ю.А. Обучение детей с русским неродным и родным нерусским языками // Из опыта работы учителей русского языка и литературы Всеволожского района Ленинградской области. Бюллетень № 1. /Комитет по образованию МО «Всеволожский район Ленинградской области». – Всеволожск, 2004. С. 5-6.

  • Дунев А.И., Дунева Ю.А. Развивающее обучение орфографической грамотности: принципы и технологии, методы и приемы // Образование ХХI века: Развитие личности в условиях новых информационных технологий обучения. Материалы научно-практической конференции. / Под ред. Збаровского В.С., Дунева А.И. – СПб., 2004. С. 73-75.

  • Абрамян Г.В., Дунев А.И. Современная школа в условиях модернизации системы управления образованием // Образование ХХI века: Развитие личности в условиях новых информационных технологий обучения. Материалы научно-практической конференции / Под ред. Збаровского В.С., Дунева А.И. – СПб., 2004. С. 33-37.

  • Дунев А.И., Позднякова В.А. Обучение школьников написанию писем и эссе // Образование ХХI века: Развитие личности в условиях новых информационных технологий обучения. Материалы научно-практической конференции / Под ред. Збаровского В.С., Дунева А.И. – СПб., 2004. С. 60-64.

  • Мартыновская Г.Ф., Дунев А.И. Дистанционное повышение квалификации в условиях современной школы // Образование ХХI века: Развитие личности в условиях новых информационных технологий обучения. Материалы научно-практической конференции. / Под ред. Збаровского В.С., Дунева А.И. – СПб., 2004. С. 12-16.

  • Чердаков Д.Н., Андреева Т.Ю., Богданова Н.В., Бродская С.Г., Дунев А.И., Евтюхин В.Б., Иванов С.Ю., Ивлева В.Н., Казакова Е.И., Матвеев Е.Н., Монахов С.И., Попов М.Б., Хохлова Н.А., Шмуренко Т.Н. Содержание и принципы построения современных школьных учебников по русскому языку // Современная русская речь: состояние и функционирование: Сборник аналитических материалов / Под ред. С.И. Богданова, Л.А. Вербицкой, Л.В. Московкина, Е.Е. Юркова. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2004. – 368. С. 207-257.

  • Дунев А.И. Толерантность в учебной коммуникации // Программные материалы международной научно-практической конференции «Педагогика толерантности: проблемы теории и практики» 24-27 марта 2003 г. – Екатеринбург, 2003. С. 14.

  • Дунев А.И. Педагогическая культура работы с понятием // Проблемы профессиональной педагогической культуры (этические, философские, инновационные аспекты). Материалы научно-практической конференции студентов и преподавателей. Вып. 3./ Отв. ред. проф. Ю.П. Петров. Министерство образования Российской Федерации. Академия педагогических и социальных наук. Нижнетагильский государственный педагогический институт. – Нижний Тагил, 1995. С.88-90.

  • Дунев А. И., Дунева Ю. А. Проблема псевдонаучности в обучении // Проблемы профессиональной педагогической культуры. Материалы научно-практической конференции студентов и преподавателей. Вып. 2./ Отв. ред. проф. Ю. П. Петров. Министерство образования России. Нижнетагильский государственный педагогический институт. – Нижний Тагил, НТГПИ, 1994. С. 57-59.