Чертов Виктор Федорович

Доктор педагогических наук, профессор

Место работы: Московский педагогический государственный университет, кафедра методики преподавания литературы.

Направления научной деятельности: история литературного образования и методики преподавания литературы, сравнительно-исторический аспект исследования проблем теории и методики обучения литературе, филологический анализ литературного произведения.

Список основных публикаций

  • Древнерусская литература в школьном изучении: сравнительно-исторический аспект // Наука и школа. 2015. №2.

  • «Прекрасно, что есть любимая работа, которая приносит удовлетворение…». Ответы В. Ф. Чертова на вопросы журнала «Литература в школе» // Литература в школе. 2014. №8.

  • Idee szkoly formalnej w prachach W. M. Fiszera (Идеи формальной школы в трудах В. М. Фишера) // Konspekt. Pismo Universytetu Pedagogicznego w Krakowie. Краков, 2014. №1 (50) (на польском языке).

  • Художественная информация в современном мире и уроки литературы // Проблемы изучения литературы в современном информационно-образовательном пространстве. XXII Голубковские чтения. Материалы международной научно-практической конференции, 21-22 марта 2014 г. / Отв. ред. В. Ф. Чертов. М.: Экон-информ, 2015.

  • Уроки литературы. 9 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013 (в соавторстве с Л. А. Трубиной, А. М. Антиповой, А. А. Маныкиной; отв. редактор).

  • Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2012 (в соавторстве с Л. А. Трубиной, А. М. Антиповой, А. А. Маныкиной; отв. редактор; 2-е изд. М.: Просвещение, 2015).

  • La literature dans l'enseignement scolaire en Russie. Au servise des valeurs nationales et humanistes (Литература в российской школе. На службе национальных и гуманистических ценностей) // Revue international d'education Sèvres. 2012. №61 (в соавторстве с Л. А. Трубиной, на французском языке).

  • Школьное изучение русской литературной классики в сравнительно-историческом освещении // Изучение русской литературной классики в школе: вчера, сегодня, завтра. XIX Голубковские чтения. Материалы международной научно-практической конференции, 2425 марта 2011 г. / Отв. ред. В. Ф. Чертов. М.: МПГУ, 2012.

  • Ученик и последователь В. В. Голубкова: К 125-летию со дня рождения Б. В. Рождественского (1886–1967) // Изучение русской литературной классики в школе: вчера, сегодня, завтра. XIX Голубковские чтения. Материалы международной научно-практической конференции, 2425 марта 2011 г. / Отв. ред. В. Ф. Чертов. М.: МПГУ, 2012 (в соавторстве с А. Н. Бренчугиной-Романовой).

  • Российский учитель-словесник в условиях модернизации образования // Преподаватель XXI век. 2012. №3.

  • Русская литература XVIII века в школьном изучении: сравнительно-исторический аспект // Наука и школа. 2012. №6.

  • Русская классика как основа школьного литературного образования // Преподаватель XXI век. 2012. №4 (в соавторстве с Л. А. Трубиной).

  • Школьное изучение русской литературной классики в сравнительно-историческом освещении // Изучение русской литературной классики в школе: вчера, сегодня, завтра. XIX Голубковские чтения. Материалы международной научно-практической конференции, 2425 марта 2011 г. М.: МПГУ, 2012.

  • Школьное изучение литературы в современной социокультурной ситуации // Всероссийский съезд учителей русского языка и литературы. МГУ имени М. В. Ломоносова. 4–6 июля 2012 г. Труды и материалы / Под ред. М. Н. Ремнёвой. – М.: МГУ, 2012.

  • Российский учитель-словесник в условиях модернизации образования // Преподаватель XXI век. 2012. №3.

  • Русская литература XVIII века в школьном изучении: сравнительно-исторический аспект // Наука и школа. 2012. №6.

  • Русский учитель-словесник как культурный феномен: сравнительно-исторический аспект // Учитель-словесник и современный образовательный процесс. XVIII Голубковские чтения. Материалы международной научно-практической конференции, 1718 марта 2010 г. / Отв. ред. В. Ф. Чертов. М.: МПГУ, 2011.

  • Крупнейший методист XX века: К 130-летию со дня рождения В. В. Голубкова (18801968) // Учитель-словесник и современный образовательный процесс. XVIII Голубковские чтения. Материалы международной научно-практической конференции, 1718 марта 2010 г. / Отв. ред. В. Ф. Чертов. М.: МПГУ, 2011.

  • Уроки М. О. Гершензона (1869–1925): К 150-летию со дня рождения // Литературное образование и духовно-нравственное развитие личности. XVII Голубковские чтения. Материалы международной научно-практической конференции, 27–28 марта 2009 г. / Отв. ред. В. Ф. Чертов. М.: МПГУ, 2010.

  • Жизнь в науке и наука жизни. К 80-летию со дня рождения О. Ю. Богдановой // Литература в школе. 2010. №12 (в соавторстве с С. А. Зининым).

  • Л. Н. Толстой в школе // Л. Н. Толстой: энциклопедия / Сост. и науч. ред. Н. И. Бурнашёва. М.: Просвещение, 2009.

  • Художественный мир прозы Чехова // А. П. Чехов. Рассказы и повести / Сост. В. Ф. Чертов. М.: Владос, 2009.

  • Научная школа В. В. Голубкова: теоретические основы преподавания литературы в средней школе // Научные школы Московского педагогического государственного университета. Вып. 1. М.: Прометей, 2008.

  • История литературного образования в российской школе // Развитие образовательных систем и проблемы управления ими. Программа для аспирантов. М.: «Прометей» МПГУ, 2008.

  • Литературное образование и духовно-нравственное развитие личности. Программа для аспирантов. М.: «Прометей» МПГУ, 2008 (в соавторстве с С. А. Зининым, А. В. Дановским и др.).

  • Поэт, критик и педагог А. Ф. Мерзляков: К 230-летию со дня рождения // Литературное образование в XXI веке: социокультурные и научно-методические аспекты. XVI Голубковские чтения. Материалы международной научно-практической конференции, 2728 марта 2008 г. / Отв. ред. В. Ф. Чертов. М.: МПГУ, 2008.

  • Проблемы содержания образования и учебно-методические комплекты // Преподаватель. XXI век. 2008. №1 (в соавторстве с В. П. Журавлевым).

  • Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Ф. Чертова. 5–9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011 (в соавторстве с Л. А. Трубиной, Н. А. Ипполитовой, И. В. Мамоновой; отв. редактор).

  • Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2011 (в соавторстве с Л. А. Трубиной, А. М. Антиповой, А. А. Маныкиной; отв. редактор; 3-е изд. М.: Просвещение, 2015).

  • Уроки литературы. 8 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011 (в соавторстве с Л. А. Трубиной, А. М. Антиповой, А. А. Маныкиной; отв. редактор).

  • О направлениях методических поисков в «Избранных трудах» О. Ю. Богдановой // Литература в школе. 2006. №1.

  • Первое знакомство с творчеством И. А. Бунина на уроках литературы в 5 классе // Иван Бунин и Общество любителей российской словесности / Под ред. Ю. Л. Воротникова; сост. Р. Н. Клеймёнова и Г. И. Пикулева. М.: Academia, 2007.

  • Литература как метафора мира. О новой программе общеобразовательной школы // Литература в школе. 2007. №4.

  • Методическая школа В. В. Голубкова: проблемы и перспективы // Литературное образование: современное состояние, перспективы, технологии. XV Голубковские чтения. Материалы международной научно-практической конференции, 2931 марта 2007 г. / Отв. ред. В. Ф. Чертов. М.: МПГУ, 2007.

  • Личность и труды А. Д. Галахова (18071892): К 200-летию со дня рождения // Литературное образование: современное состояние, перспективы, технологии. XV Голубковские чтения. Материалы международной научно-практической конференции, 2931 марта 2007 г. / Отв. ред. В. Ф. Чертов. М.: МПГУ, 2007.

  • Проблема содержания литературного образования: сравнительно-исторический аспект // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Психолого-педагогические науки. Сборник статей. М.: Прометей МПГУ, 2007.

  • Уроки литературы. 7 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010 (в соавторстве с Л. А. Трубиной, Н. А. Ипполитовой, И. В. Мамоновой; отв. редактор; 2-е изд. М.: Просвещение, 2014).

  • Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010 (в соавторстве с Л. А. Трубиной, Н. А. Ипполитовой, И. В. Мамоновой; отв. редактор; 3-е изд. М.: Просвещение, 2015).

  • Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2009 (в соавторстве с Л. А. Трубиной, Н. А. Ипполитовой, И. В. Мамоновой; отв. редактор; 4-е изд. М. Просвещение, 2015).

  • Уроки литературы. 6 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009 (в соавторстве с Л. А. Трубиной, Н. А. Ипполитовой, И. В. Мамоновой; отв. редактор; 2-е изд. М.: Просвещение, 2013).

  • Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2008 (в соавторстве с Л. А. Трубиной, Н. А. Ипполитовой, И. В. Мамоновой; отв. редактор; 6-е изд. М.: Просвещение, 2015).

  • Уроки литературы. 5 класс. Методическое пособие к учебнику. М.: Просвещение, 2008 (в соавторстве с Л. А. Трубиной, Н. А. Ипполитовой, И. В. Мамоновой; отв. редактор, 2-е изд. М.: Просвещение, 2014).

  • Слово – образ – смысл. Филологический анализ литературного произведения. Методическое пособие. М.: Дрофа, 2007 (в соавторстве с Е. М. Виноградовой, Е. А. Яблоковым, А. М. Антиповой; отв. редактор).

  • Слово – образ – смысл. Филологический анализ литературного произведения. Учебное пособие. М.: Дрофа, 2006 (в соавторстве с Е. М. Виноградовой, Е. А. Яблоковым, А. М. Антиповой; отв. редактор; 2-е изд. М.: Дрофа, 2008).

  • Программа элективного курса «От теории литературы – к практике филологического анализа литературного произведения» // Программы элективных курсов. Литература. 10-11 классы. Профильное обучение. М.: Дрофа, 2004. (в соавторстве с Е. М. Виноградовой, Е. А. Яблоковым, А. М. Антиповой; отв. редактор; 5-е изд. М.: Дрофа, 2008).

  • Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э. Л. Безносов, Е. Л. Ерохина, Н. Л. Карнаух и др. / Сост. В. Ф. Чертов. М.: Дрофа, 2004.

  • Тесты, вопросы, задания по русской литературе XX века. 11 класс. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2002 (2-е изд. М.: Просвещение, 2001).

  • Тесты, вопросы, задания по русской литературе XIX века. 10 класс. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1999 (4-е изд. М.: Просвещение, 2004).

  • Методика преподавания литературы. Учебник. М.: Академия, 1999 (в соавторстве с. О. Ю. Богдановой, С. А. Леоновым) (5-е изд. Теория и методика обучения литературе. М.: Академия, 2008).

  • Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5–11 классы (базовый и профильный уровни). М.: Просвещение, 2007 (в соавторстве с Л. А. Трубиной, Н. А. Ипполитовой, И. В. Мамоновой; отв. редактор).

  • От «литературы вопросов» к «литературе ответов»? О некоторых тревожных тенденциях в преподавании литературы // Литература в школе. 2004. №4.

  • Семинарские занятия по русской литературе XX века. Пособие для учащихся 11 класса. М.: Международный университет, 1999 (2-е изд. М.: Международный университет, 2004).

  • Основы художественной культуры. Литература. Тестовые задания для учащихся общеобразовательных школ и абитуриентов вузов / Под ред. Н. А. Селезневой, В. П. Беспалько. М.: Владос, 1999 (в соавторстве с О. Ю. Богдановой и Т. В. Челышевой).

  • III Всероссийская олимпиада школьников по литературе. Задания. Работы учащихся. Пособие для средней школы / Сост. Т. А. Калганова. М.: Русское слово, 1999 (в соавторстве с В. П. Журавлевым, Н. Л. Крупиной и др.).

  • Практикум по методике преподавания литературы. М.: Академия, 1999 (в соавторстве с О. Ю. Богдановой, С. А. Зининым, С. А. Леоновым).

  • История литературного образования в российской школе. Хрестоматия. М.: Академия, 1999.

  • И пусть продолжение будет (Третья Всероссийская олимпиада школьников по литературе. Псков98) // Литература в школе. 1998. №6.

  • Заметки после конкурса // Учитель года России: Лучшее от лучших: Сб. методических материалов. М.: ВЛАДОС, 1998.

  • Теория и методика обучения литературе // Программы по специальным дисциплинам для поступающих в аспирантуру. Педагогические науки. Психологические науки. М.: Прометей, 1998 (в соавторстве с О. Ю. Богдановой и С. А. Леоновым).

  • Методическое наследие А. Д. Галахова // Поэтика художественного текста на уроках литературы. М., 1997.

  • Вопросы исторической поэтики в школьном курсе литературе // Поэтика художественного текста на уроках литературы. М., 1997.

  • Становление курса литературы в российской школе // Педагогика. 1997. №3.

  • Семинарские занятия по русской литературе XIX века. Пособие для учащихся 10 класса лицея Международного университета. М.: Международный университет, 1997 (2-е изд. М.: Международный университет, 2002).

  • Опыт академической истории русской литературы XX века для средней школы // Московская школа. 2002. №2.

  • Всероссийские олимпиады школьников по литературе: Методическое пособие. 9–11 кл. / Сост. Т. А. Калганова. М.: Дрофа, 2002 (в соавторстве с В. П. Журавлевым, А. Г. Кутузовым, Л. В. Тодоровым и др.; 3-е изд. М.: Дрофа, 2004).

  • Семинарские занятия по русской литературе. 9 класс. Учебное пособие. М.: Международный университет (в Москве), 2002 (в соавторстве с И. В. Мамоновой).

  • Русские детские писатели XX века. Биобиблиографический словарь. М.: Флинта, Наука, 1997 (в соавторстве с И. Н. Арзамасцевой, М. И. Громовой, Г. А. Чёрной и др.; 3-е изд. М.: Флинта. Наука, 2001).

  • Методика преподавания литературы. Учебник. В 2 ч. М.: Владос, 1995 (в соавторстве с О. Ю. Богдановой, В. Г. Маранцманом).

  • Русская словесность в дореволюционной школе. М.: Издательство МПГУ, 1994 (2-е изд, доп. М: Прометей, 2013).

  • Методическое наследие А. Г. Филонова // Вопросы поэтики художественного произведения в совре¬менном литера¬турном образовании. Голубковские чтения: Сб. материалов и тезисов / Под ред. О. Ю. Богдановой. М.: МПГУ, 1995.

  • Русская классическая литература в чтении школьников конца XIX  начала XX в. // Научная программа: русский язык, культура, история. Сб. материалов научной конференции лингвистов, литературоведов, фольклористов, историков. Ч. 1. М.: МПГУ, 1995.

  • Методическое наследие А. И. Незеленова // Проблемы современного литературоведения: теория, история, методика. Материалы 1-й межвузовской научно-исследовательской конференции. М.: МГОПУ, 1994.

  • Вопросы внеклассного чтения на занятиях спецкурса «Практическая методика преподавания литературы в 5 классе» // Совершенствование методической подготовки учителя литературы в педагогическом вузе. М.: «Прометей» МПГУ им. В. И. Ленина, 1992.

  • Уроки обзорного изучения русской литературы XIX века // Межпредметные связи при изучении литературы в школе / Под ред. Е. Н. Колокольцева. М.: Просвещение, 1990.

  • Формирование читательских интересов школьников // Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках литературы в средней школе / Отв. ред. А. В. Дановский. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1988.

  • Активизация читательского опыта учащихся на уроках литературы в средних классах // Методика преподавания русского языка и литературы: Республиканский научно-метод. сб. / Отв. ред. Ф. К. Гужва. Вып. 18. Киев: Радянська школа, 1987.

  • Патриотическая тема на уроках внеклассного чтения по произведениям современной советской литературы о Великой Отечественной войне // Коммунистическое воспитание на уроках литературы / Сост. О. Ю. Богданова. М.: Просвещение, 1987.

  • Организация работы по развитию речи учащихся на занятиях по обзорной теме «Русская литература второй половины XIX века» // Методические рекомендации по преподаванию литературы и русского языка в средних специальных учебных заведениях. Вып. 10. М.: Высшая школа, 1987.

  • Об особенностях анализа литературного произведения на уроках внеклассного чтения // Современные вопросы анализа литературного произведения в школе / Отв. ред. Н. А. Демидова. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1986.

  • Урок внеклассного чтения по повестям Гоголя в VI классе // Литература в школе. 1984. №1.

  • Развитие читательских интересов школьников (из опыта организации внеклассного чтения в школах Алтайского края) // Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе / Отв. ред. О. Ю. Богданова. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1984.