Антипова Алла Михайловна

Доктор педагогических наук, профессор

Место работы: Московский педагогический государственный университет, кафедра методики преподавания литературы.​

Направления научной деятельности: проблемы чтения, анализа и интерпретации литературного произведения, теоретико-литературные категории и понятии в школьном курсе литературы, профессиональная подготовка учителя-словесника..

Список основных публикаций

  1. Подготовка учащихся к самостоятельной читательской практике на основе формирования литературоведческой компетенции // Літературний процес: Методлогiя. Iмена. Тенденцii. – Київ, 2015. – С. 149-153.

  2. О развитии читательской компетентности будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовки // Чтение и грамотность в образовании и культуре: новые имена в новом веке. М., 2015. С. 45-48.

  3. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. В. Ф. Чертова. М.: Просвещение, 2015. – Изд. 2-е. – 399 и 384 с. 21,36 и 23,03 п. л. (в соавт. с В. Ф. Чертовым, Л. А. Трубиной, А. А. Маныкиной). Гриф Минобрнауки РФ.

  4. Методическое наследие Н.М. Кудряшёва (1904-1981): К 110-летию со дня рождения // Проблемы изучения литературы в современном информационно-образовательном пространстве XXII Голубковские чтения: Материалы международной научно-практической конференции, 21-22 марта 2014 г. / Отв. ред. В.Ф. Чертов. – М.: Изд-во «Экон-Информ», 2015. С. 133-144.

  5. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / Под ред. В. Ф. Чертова. В 2 ч. Изд. 3-е, перераб. М.: Просвещение, 2015. 351, 335 с. 20,53, 19,16 п. л. (в соавт. с В. Ф. Чертовым, Л. А. Трубиной, А. А. Маныкиной). Гриф Минобрнауки РФ.

  6. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / Под ред. В. Ф. Чертова. В 2 ч. Изд. 2-е, перераб. М.: Просвещение, 2014. (в соавт. с В. Ф. Чертовым, Л. А. Трубиной, А. А. Маныкиной). Гриф Минобрнауки РФ.

  7. Учебно-методические комплекты по литературе под редакцией В. Г. Маранцмана: оригинальность авторской методической концепции // Диалог традиций и инноваций в условиях трансформации общества и культуры. СПБ., 2014. – С. 46-52.

  8. Творческий портрет учёного (К 60-летию Виктора Фёдоровича Чертова) // Литература в школе. 2014. № 8. 0,4 п. л. (в соавторстве с С. А. Зининым).

  9. Воспитание компетентного читателя в современной российской школе // Літературний процес: мова мистецтв і мистецтво мови: Матеріали У щорічної Міжнародної наукової конференції. 4-5 квітня 2014 року. – Київ, 2014. – С. 15-25.

  10. Изучение произведений У. Шекспира в отечественной школе: традиции и современные подходы // Наука и школа. 2014. № 6. С. 149-160.
    Изучение трагедии У. Шекспира «Гамлет» на уроках литературы в 9 классе // Литература в школе. 2014. № 11. 0,5 п.л.

  11. Методическая школа анализа литературного чпроизведения В.Г. Маранцмана как средство воспитания талантливого читателя // Филологическое образование в современных социокультурных условиях: методическая школа В. Г. Маранцмана: учебно-метод. пособие. – СПб., 2013. С. 95-104.

  12. Миссия учёного-методиста: К 80-летию со дня рождения В.Г. Маранцмана (1932-2007) // Литературное образование в современном мире: проблемы и решения. ХХ Голубковские чтения. / Отв. ред. В.Ф. Чертов. М., 2013.

  13. Современные подходы к изучению литературы в российской школе //Актуальные вопросы русской филологии в поликультурном пространстве: Сборник статей. – Эрзурум, 2013. С. 333 – 335.

  14. Уроки литературы. 9 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / Под ред. В. Ф. Чертова. М.: Просвещение, 2013 (в соавторстве с В. Ф. Чертовым, Л. А. Трубиной, А. А. Маныкиной).

  15. Изучение драматургии А. С. Пушкина в современной школе // Четвёртые Измайловские чтения, посвящённые 180-летию поездки А. С. Пушкина в Оренбург: Сборник статей. – Оренбург, 2013. – С. 20- 24.

  16. Изучение русской литературы и предметный учебник в современном информационно-образовательном пространстве // Славянскія літаратуры ў кантэксце сусветнай: да 900-годдзя Кірыла Тураўскага, 200-годдзю Тараса Шаўчэнкі Мінск, 2013. – С. 364 – 369.

  17. Актуальные проблемы изучения литературы в современной российской школе // Мiжнародныя Шамяiнскiя чытаннi «Пiсьменнiк – Асоба – Час»: Матэрыялы III Мiжнароднай навукова-практычнай канферэнцыi. Мазырь, 2013. С. 164 – 167.

  18. Знакомство с художественным миром комедии Ж.Б. Мольера «Мещанин во дворянстве». VIII класс. Литература в школе. 2013. № 7. С. 25 – 30.

  19. О подготовке современного педагога к формированию читателя-школьника // Читательская культура в информационном обществе: формирование и социально-педагогическая поддержка: Сборник статей по материалам конференции: В 2 ч. Ч. 1. / Под ред. Е.С. Романичевой, Г.В. Пранцовой. М., 2013. С. 64-70.

  20. О приобщении современных школьников к русской классической литературе («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова в 9 классе) // Изучение русской литературной классики в школе: вчера, сегодня, завтра. XIX Голубковские чтения: Материалы международной научно-практической конференции / Отв. ред. В.Ф. Чертов. М.: МПГУ, 2012. С. 25-38.

  21. Современный учитель-словесник как читатель (о путях совершенствования профессиональной подготовки учителя) // Наука и школа. 2012. № 4. С. 44 – 47.

  22. Сонет в русской поэзии (к уроку-обзору в 8 классе) // Проблемы славянской культуры и цивилизации: Материалы XIV международной научно-методической конференции «Проблемы славянской культуры и цивилизации» / Отв. ред. А.М. Антипова. – Уссурийск, 2012.

  23. Мотивы чтения и читательские интересы современного подростка // Поддержка и развитие чтения: современные технологии и актуальные практики. Коллективная монография / Научн. ред. Е.С. Романичева М.: МГПИ, 2012. С. 72 - 78.

  24. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. В.Ф. Чертова (в соавт. с В.Ф. Чертовым, Л.А. Трубиной, А.А. Маныкиной). М.: Просвещение, 2012. Гриф Минобрнауки РФ РФ.

  25. Анализ лирического произведения на уроках-обзорах в 9 классе (на примере изучения темы «Поэты пушкинской поры») // Современные проблемы изучения и преподавания литературы / Отв. ред. И.В. Сосновская. Иркутск, 2012. С. 50-64.

  26. Античная литература в отечественной школе: традиции и современный опыт изучения // Методическая наука: истоки и современность, традиции и инновации (К 100-летию со дня рождения профессора Л.П. Федоренко. М.: изд-во МГОУ, 2012. – С. 190-196.

  27. Труды Ю.М. Лотмана и методология современного литературного образования: К 90-летию со дня рождения // Преподаватель XXI век. 2012. № 3. Ч. 1. С. 7 – 15.

  28. Повесть Э. Хемингуэя «Старик и море». 8 класс // Литература в школе. 2012. № 11. С. 26-30.

  29. О формировании читателя-школьника в процессе литературного образования (на примере реализации УМК по литературе под редакцией В.Ф. Чертова) // Чтение и грамотность в образовании и культуре (По итогам десятилетия грамотности ООН «Грамотность для всех»): Доклады и тезисы Второй Международной научно-практической конференции / Под общ. Ред. М.В. Белоколенко. М.: Канон+, 2012. С. 55-58.

  30. Постижение художественного мира литературного произведения на уроках внеклассного чтения в 8 классе // Проблемы славянской культуры и цивилизации: Материалы XIII международной научно-методической конференции. / Отв. ред. А. М. Антипова. – Уссурийск, 2011. – С. 214-218.

  31. Об организации читательской деятельности современных школьников // Чтение и литературное образование в информационном обществе: Коллективная монография / Научн. ред. Е.С. Романичева. М.: МГПИ, 2011. С. 112-121.

  32. Уроки литературы. 8 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / Под ред. В. Ф. Чертова. М.: Просвещение, 2011 (в соавторстве с В. Ф. Чертовым, Л. А. Трубиной, А. А. Маныкиной).

  33. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. В. Ф. Чертова. М.: Просвещение, 2011 (в соавторстве с Л. А. Трубиной, А. М. Антиповой, А. А. Маныкиной). Гриф Минобрнауки РФ.

  34. «Весенняя сказка» А.Н. Островского «Снегурочка» в школьном изучении // Современные проблемы изучения и преподавания литературы: Сборник научных и методических работ. Вып. 11. – Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2011. С. 112-129.

  35. Вопросы теории и методики обучения литературе: Учебное пособие – М.: Изд-во МПГУ «Прометей», 2009. – 15 п.л. (Гриф УМО по специальностям педагогического образования).

  36. Время // Л.Н. Толстой: Энциклопедия / Сост. Н.И. Бурнашева. – М.: Просвещение, 2009. – С. 588.

  37. Отечественные записки // Л.Н. Толстой: Энциклопедия / Сост. Н.И. Бурнашева. – М.: Просвещение, 2009. – С. 627 -628.

  38. Русская мысль // Л.Н. Толстой: Энциклопедия / Сост. Н.И. Бурнашева. – М.: Просвещение, 2009. – С. 637 -638.

  39. Современник // Л.Н. Толстой: Энциклопедия / Сост. Н.И. Бурнашева. – М.: Просвещение, 2009. – С. 644 -645. – 0,5 п.л.

  40. Русский классический текст на уроках литературы // Проблемы славянской культуры и цивилизации: Материалы XI международной научно-методической конференции. / Отв. ред. А. М. Антипова. – Уссурийск, 2009. – С. 246 - 248.

  41. Русское слово // Л.Н. Толстой: Энциклопедия / Сост. Н.И. Бурнашева. – М.: Просвещение, 2009. – С. 639 -640.

  42. Современные подходы к профессиональной подготовке учителя-словесника// Проблемы славянской культуры и цивилизации: Материалы Х Международной научно-методической конференции. / Отв. ред. А.М. Антипова. – Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2008. – С. 392 - 400.

  43. Факультативные занятия по литературе в современной школе: теория и практика: Учебное пособие. Москва: Изд-во МПГУ, 2007. – 188 с.
    Теоретико-литературные и эстетические категории и понятия в школьном курсе литературы: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Флинта: Наука, 2007. – 328 с. Гриф УМО по специальностям педагогического образования

  44. Слово – образ – смысл. Филологический анализ литературного произведения. Методическое пособие. / Под ред. В. Ф. Чертова. М.: Дрофа, 2007 (в соавторстве с В.Ф. Чертовым, Е. М. Виноградовой, Е. А. Яблоковым).

  45. Внеклассная работа по литературе в современной школе: Учебное пособие. М.: Изд-во МПГУ «Прометей», 2007. – 182 с. (Гриф УМО по специальностям педагогического образования).

  46. Слово – образ – смысл. Филологический анализ литературного произведения. Учебное пособие. / Под ред. В. Ф. Чертова. М.: Дрофа, 2006 (в соавторстве с В. Ф. Чертовым, Е. М. Виноградовой, Е. А. Яблоковым; 2-е изд. М.: Дрофа, 2008).

  47. Программа элективного курса «Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения» / Под ред. В.Ф. Чертова // Программы элективных курсов. Литература. 10 – 11 классы. Профильное обучение. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2005. – С. 2 – 28. Гриф Минобрнауки РФ.
    Авторская позиция в прозе А.П. Чехова // Русская словесность. – 2004. - № 5. – С. 31 – 38.

  48. Взаимосвязь теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий в школьном курсе литературы: Монография. М.: Флинта: Наука, 2004. – 272 с.

  49. Опыт систематизации теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий в школьном курсе литературы // Наука и школа. – 2004. - № 5. – С. 19 – 23.

  50. Программа элективного курса «От теории литературы – к практике филологического анализа литературного произведения» / Под ред. В.Ф. Чертова // Программы элективных курсов. Литература. 10 – 11 классы. Профильное обучение. – М.: Дрофа, 2004. – С. 5 – 30.

  51. Традиции изучения творчества Л.Н. Толстого в школе // «Толстой – это целый мир»: Статьи и исследования. / Отв. ред. Н.И. Бурнашева. – М.: Изд-во «Пашков дом», 2004. – С. 178 – 199.

(812) 386-10-68

nmsovet@gmail.com

При поддержке
ОО «АССУЛ»